«Естественная история» — крупнейшая энциклопедия античности, дошедшая до наших дней. Была составлена древнеримским писателем Плинием Старшим. Состоит из 37 книг, содержащих знания из разных сфер жизни: космологии, астрономии, физики, географии, антропологии, зоологии, ботаники, медицины и др.
«Лучше всего ловить багрянок после восхода Сириуса или в период, предшествующий началу весны, потому что после того, как они выделяют клейкую жидкость, их красящий сок становится жидковатым. Об этой особенности багрянок не знают в красильных мастерских, хотя от нее зависит все остальное.
Из пойманных багрянок вынимают ту жилку, о которой мы говорили, и к ней необходимо добавить соли примерно секстарий на сто фунтов; настаивают эту смесь ровно три дня, не больше, так как состав тем крепче, чем он свежее, а затем подогревают в свинцовых сосудах; при этом из ста амфор смеси должно получиться пятьсот фунтов красителя, и происходит выпаривание на медленном огне, для него используют подземный ход, который соединяется с печью, сложенной поодаль. Постоянно снимают пенки для того, чтобы удалить остатки плоти, которая обязательно пристает к жилкам, а затем, примерно на десятый день, содержимое котла процеживают и после этого опускают в него отмытую шерсть, чтобы посмотреть, во что она окрасится, и до тех пор пока краска не приобретет желаемый оттенок, жидкость продолжают подогревать. Алый цвет ценится меньше, чем темно-красный.
Шерсть оставляют пропитываться пурпуром на пять дней, затем ее вычесывают и снова замачивают, чтобы она наконец впитала в себя всю краску. Из "горна" самого по себе пурпур не делают, потому что краска из него не прочная; его сок подмешивают в определенной мере к пурпуру-пелагию, цвет которого слишком темный для того, чтобы он приобрел глубокий блеск, которого стараются добиться при изготовлении ярко-красных тканей. Таким образом, соединяя два разных красителя, освобождают силу одного из них, делают сдержаннее силу другого.
Всего на … фунтов шерсти требуется двести фунтов "горна" и сто одиннадцать пурпура-пелагия. Так получают аметистовый пурпур, превосходную краску. А для того, чтобы окрасить ткань в тирский пурпур, ее замачивают сначала в недодержанном и полусыром "пелагии", а потом перекладывают в краситель, приготовленный из "горна". Особенно ценится тирский пурпур цвета густой крови, когда он выглядит темно-красным, если смотреть прямо на поверхность окрашенной ткани, и блестит, если смотреть на нее сбоку, а потому и Гомер называет кровь "пурпурной".
Я думаю, что в Риме пурпуром пользовались всегда, но во времена Ромула он предназначался только для трабеи*. А Тулл Гостилий, как известно, первым из царей начал носить претексту* и тунику* с широкой пурпуровой каймой после победы над этрусками.
Трабея – белый плащ с пурпурными полосами, одежда римских царей и консулов.
Претекса – в Древнем Риме белая тога с пурпурной каймой.
Туника – одежда в форме мешка с отверстиями для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер.
Корнелий Непот, смерть которого приходится на время правления божественного Августа, рассказывает: "В годы моей юности в ходу был фиолетовый пурпур и шел он по сто денариев за фунт, а немного позднее был в почете ярко-красный, тарентский. Ему на смену пришел "двойной" тирский пурпур, за фунт которого давали более тысячи денариев. Упрекали Публия Лентула Спинтера, курульного эдила, за то, что он первый этим пурпуром окаймил претексту. А теперь, кто только не держит пурпуровых покрывал для обеденных лож?" Спинтер был эдилом в 691 году от основания Рима, в консульство Цицерона. "Двойными" тогда называли пурпуровые ткани, которые дважды помещались в краситель, и это считалось огромным расточительством, а теперь почти все отборные пурпуровые ткани окрашиваются таким способом».