Партнеры проекта:
Выставка "География и изобразительное искусство" доступна только на ПК. Приносим свои извинения за неудобства.
Шаховской Д. М. Камчатские рыбаки. Кованая медь. 1959
Русский музей, Санкт-Петербург
Дмитрий Михайлович Шаховской родился в многодетной семье священника-философа Михаила Владимировича Шика и урожденной княжны Натальи Дмитриевны Шаховской. В юности, после войны, его принимает в свою семью друг отца, график, живописец, педагог и теоретик искусства Владимир Андреевич Фаворский, и он переезжает к нему в знаменитый дом художников
в Новогиреево. Там, помимо мастеров старшего поколения, поселились и сверстники Шаховского, Дмитрий Дмитриевич Жилинский и Илларион Владимирович Голицин, живописцы, как и Дмитрий Михайлович, потерявшие отцов в репрессиях. Шаховской в 1951 году женился на дочери Фаворского Марии, художнице-керамисте. В этой творческой атмосфере складывался художественный язык так называемого «сурового стиля», правдиво рассказывающего о людях послевоенной страны.
Скульптура «Камчатские рыбаки» появилась в результате личных впечатлений молодого мастера от поездки на Камчатку в составе геологической экспедиции. Старшие брат и сестра скульптора были геологами. Работа выполнена в технике ковки меди, то есть скульптор, как кузнец, работает с раскаленным металлом на наковальне, придавая форму молотками и другими инструментами. Объемы просты и лаконичны, жесткие, словно рубленные линии одежд рыбаков подчеркивают сложность их труда в суровом климате Камчатки. Национальные черты представителей малых народов России не ускользнули от внимательного взгляда скульптора. Лица серьезны, суровы, как и художественный язык произведения.
Филонов П. Н. Тракторная мастерская Путиловского завода. 1931–1932.
Русский музей, Санкт-Петербург

К началу 1930-х годов Павел Николаевич Филонов находился в сложной жизненной ситуации. Его произведения не принимали на выставки из-за цензурных соображений. Будучи идейно чуть ли не самым пролетарским художником, по языку живописи он оставался непонятными чуждым широкой публике и новой власти. В 1931 году друзья уговорили его исполнить несколько заказов в реалистической манере. Осенью художник работает над зарисовками и эскизами в тракторных мастерских Путиловского завода. Картина, появившаяся через год, вызвала противоречивые отклики. Заказчик ее не принял, возможно, из-за отсутствия оптимизма и позитивного настроения. Однако И. Э. Грабарь, увидевший произведение на выставке Ленинградского областного дома художников в 1933 году, отметил, что это одна из лучших картин у Филонова, искренняя и правдивая. Просто, без прикрас художник изобразил рабочих-ремонтников, погруженных в работу. Павел Николаевич воспел собранность и сосредоточенность людей труда, которую очень ценил.

Туес. Начало ХХ века.
Верхняя Уфтюга. Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния.
Русский музей, Санкт-Петербург

Береста – уникальный природный материал, отличающийся прочностью и долговечностью, стойкостью к гниению. Ее широко использовали, изготавливая обувь и одежду, короба и другие предметы быта. Рыбаки делали из скрученных полос поплавки, охотники – манки для приманивания зверя. В деревянной архитектуре ее прокладывали между конструкциями для защиты от влаги.
Село Верхняя Уфтюга на реке Уфтюга – правом притоке Северной Двины, в наше время относится к Красноборскому району Архангельской области. Северная Двина до выхода России к Балтийскому морю была важной торговой артерией, связывавшей Россию со странами Запада. Здесь расцветали многие ремесла. Жители Верхней Уфтюги и соседних деревень зарабатывали изготовлением и росписью берестяных туесов, которые затем в огромном количестве продавали на ярмарках. Туеса разного размера были незаменимыми предметами в крестьянском хозяйстве, служили емкостями для хранения: в крупах и муке не заводились жучки, шерсть и мех были защищены от моли; в них держали мед, замачивали ягоды, засаливали грибы; молоко в туесах долго сохраняло свою свежесть.

Тыко Вылка (Вылка Илья Константинович).
Вход в Маточкин Шар. 1909.
Русский музей, Санкт-Петербург

Тыко Вылка (Илья Константинович Вылка) родился в самом конце XIX века в семье новоземельских ненецких охотников. Рос в промысловом становище Белушья Губа
на Новой Земле. Активно помогал знаменитому полярнику В. А. Русанову в исследовании Новой Земли. Его талант был открыт для отечественного искусства известными полярным художником А. А. Борисовым. Писатель и живописец С. Г. Писахов, приехавший в 1903 году на остров, так писал о его творчестве: «Работы Вылки поразили меня своей „неровностью", глубоким пониманием
полярного пейзажа. В них удивительно сочетается детская неумелость и сила, полнозвучие и утонченность европейских мастеров. Картины были исполнены карандашом и акварелью. Исполнение было неровное. Рядом с утонченнейшими акварелями,напоминающими работы лучшихмастеров, были резко набросанные черные горы, скалы. В них надо было вглядеться, смотреть надо было иначе, чем на обычные, привычные глазу пейзажи».
Тыко Вылко – первый представителя коренных народов Севера, получивший профессиональное художественное образование. Живописец посвятил величественной и строгой красоте природы этого края большую часть своих произведений. Среди них – отмеченные звучностью света и энергичной композицией картины «Гора Маточка» и «Вход в Маточкин Шар» и совсем небольшие акварели, составившие уникальный альбом «Новая Земля».
Яковлев А. А. Состязание. Таймыр. 1966.
Русский музей, Санкт-Петербург

Главными темами творчества А. А. Яковлева, с которыми он вошел в историю отечественной живописи 1960 – 1980-х годов, стали природа и люди российского Севера. Он изучал Север досконально: зимовал
на острове Шпицберген, проехал на собачьих упряжках, оленях, вездеходах чукотскую тундру и Таймыр; принимал участие в зверобойной экспедиции по Белому морю. Возвращаясь в Ленинград, он всегда привозил
с собой сотни этюдов. Северная тема в творчестве художника отражена в живописных циклах «Шпицберген», «Таймыр» и «Чукотка», а также в его литературных произведениях – «В семи сантиметрах от полюса», «Какомей».
Картина «Состязание. Таймыр» отражает образ жизни коренных народов Севера, в основу которой веками закладывается испытание на прочность. Охотники
и оленеводы должны быть ловкими, быстрыми, меткими, выносливыми. Истоки традиционных видов спорта – в повседневных занятиях: погоне за дичью, долгих переходах через тундру и тайгу, схватках с хищниками и неприятелями. Стрельба из лука распространена у большинства народов мира, в том числе
у коренных жителей Арктики.
Творческая поездка Яковлева на Таймыр в середине 1960-х годов привела к созданию целой серии картин
о жизни народов Крайнего Севера, наполненной суровой красотой. Холодному Северу художник оставался предан всю жизнь.
Дроздов И. Г. Центральная часть триптиха «Ленинградский порт». 1935.
Русский музей, Санкт-Петербург

С появлением Санкт-Петербурга северо-западный регион России становится центром лесопильной промышленности. Строительство новой столицы и работа Адмиралтейства потребовали больших объемов леса. На реке Ижоре строятся пильные амбары и казенный завод, на Неве и других реках появляются пильные мельницы. Постепенно развивается лесной порт.
С 1762 года из Петербурга начинается экспорт пиломатериалов в Европу. В XIX веке сооружение Морского канала и продление его до дельты Невы дало толчок развитию лесоторговли, и в 1896 году на Гладком острове началось сооружение лесной гавани. К середине 30-х годов XX века построили новые глубоководные причалы, механизировали погрузочно-разгрузочные работы. На 1936 год через Ленинградский порт приходится 20 % общего объема мирового экспорта леса.
На картине Ивана Георгиевича Дроздова мы видим, как солнце высвечивает огромное количество аккуратно сложенных досок, краны и погрузочные машины. Произведение полно оптимизма, восхищения слаженной работой множества людей, инженерным оснащением склада. Новая пристань словно светится изнутри. Глубокой перспективой и теплым радостным колоритом художник подчеркивает масштаб и мощь Ленинградского лесного порта.
Либерих Н. И. Бегущий северный олень. Модель 1863 года. Бронза. Русский музей, Санкт-Петербург

Николай Иванович Либерих был военным офицером, кавалеристом, гусаром. Дослужившись до чина полковника, он вышел в отставку в 29 лет и поступил в Академию художеств, так как очень хотел стать скульптором. Как кавалерист, он хорошо знал и любил лошадей, но также Николай Иванович был опытным охотником и рыболовом, любил певчих птиц, поэтому самым разным животным посвящал свои скульптуры. Быть очень внимательным, точно отражать анатомию, детально передавать фактуру шерсти он научился под руководством Петра Карловича Клодта. Учитель приучил его всегда работать на основе натурных зарисовок, ничего не выдумывать, а подсматривать в самой природе. Н. И. Либерих не бывал на севере, в тундре, откуда же у него в творчестве появились образы северного оленя, самоедской упряжки или ненца
на лыжах? Дело в том, что лапландцы и представители других северных народов России каждый год приезжали с оленями в Санкт-Петербург на празднование Рождества и Масленицы и катали знать
в упряжках по льду Невы. Не выезжая из столицы, Николай Иванович мог сделать рисунки бегущих северных оленей, внимательно изучить их облик и повадки. Так и появился в 1863 году один из самых точных и выразительных образов арктического животного в русской скульптуре.
Черникович П. П. Декоративная ваза «Освоение Севера». 1971 (?). Архангельская обл., Холмогорский р-н, с. Ломоносово. Кость, дерево, резьба рельефная.
Русский музей, Санкт-Петербург
В XVII–XVIII веках в селе Холмогоры Архангельской области зародился и расцвел удивительный промысел – Холмогорская резная кость. В работе использовались клыки моржей, ископаемые бивни мамонта, кости лошадей
и коров, а также дорогая слоновая кость, привозимая из-за границы. Красота шкатулок, гребней, ларцов и множества
других изделий прославила его не только в России, но и за рубежом. В XX веке там работал замечательный мастер Парфен Парфенович Черникович, который не только создал целый ряд высокохудожественных произведений в технике ажурной и рельефной резьбы, но и стал основателем косторезного промысла в п. Варнавино Горьковской (Нижегородской) области, разработав множество образцов изделий и воспитав целый ряд мастеров.
Резьба по кости – традиционное занятие народов Севера, занимающихся добычей морского зверя. Образцы резной кости археологи находят в могильниках, относящихся к первым векам нашей эры. На Чукотке кость изначально служила незаменимым материалом для изготовления предметов охоты и амулетов в виде фигурок животных, очень точно переданных мастерами. В косторезной мастерской, открывшейся в 1931 году в поселке Уэлен, работали чукотские и эскимосские резчики, создавая анималистическую скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства
с излюбленными сюжетами – сценами из жизни народа и фольклорными мотивами.
Янку Е. Моржовый клык. 1955. Уэленская косторезная мастерская. Чукотка, пос. Уэлен. Кость моржовая, резьба,
цветная гравировка.
Русский музей, Санкт-Петербург
ископаемые бивни мамонта, кости лошадей и коров, а также дорогая слоновая кость, привозимая из-за границы. Красота шкатулок, гребней, ларцов
и множества других изделий прославила его не только в России, но и за рубежом. В XX веке там работал замечательный мастер Парфен Парфенович Черникович, который не только создал целый ряд высокохудожественных произведений в технике ажурной и рельефной резьбы, но и стал основателем косторезного промысла в п. Варнавино Горьковской (Нижегородской) области, разработав множество образцов изделий и воспитав целый ряд мастеров.

Дзюбанов П. В. Плотовщик-рулевой. 1900-е. Бронза.
Русский музей, Санкт-Петербург

Раньше рубка деревьев производилась только вдоль рек, потому что именно они – пути для сплава, то есть для транспортировки леса. Сплав дерева осуществляли разными способами: внутри ограждений из бревен – кошелей, связанных в плоты или просто свободно плывущих. Сплавщики и плотовщики – одни
из исчезнувших сегодня профессий. А ранее, в Карелии, в Архангельской и Вологодской областях в сезон сплава съезжались сотни профессионалов. Плотовщик-рулевой должен был управлять движением плота
из бревен в местах с сильным течением или на поворотах рек. Эта работа требовала физической силы
и выносливости, к тому же была крайне опасна, особенно при заторах.
Заготовка леса – один из древнейших русских промыслов. Рубка деревьев позволяла освобождать земли для сельского хозяйства и заготавливать материал для строительства. Из ветвей, хвои и коры делали скипидар. Дровами топили. Очень много предметов быта и утвари создавалось из дерева. Поэтому, лесное хозяйство всегда активно развивалось.
Прокофий Васильевич Дзюбанов передал энергичное движение плотовщика, налегающего всем телом на руль. Он сосредоточен на сложной задаче. Ветер обвевает сырую одежду. Блеск темной бронзы усиливает ощущение близости водной стихии.
Лансере Е.Е. Петербург. Сенатская площадь. 1904.
Русский музей, Санкт-Петербург
Промышленное освоение недр в нашей стране начинается в эпоху Петра I. Созданный им Рудокопный приказ (1700 г.), а затем сменившая его Берг-коллегия (1719 г.) призваны были заниматься поиском руд и созданием новых горно-металлургических предприятий. Строительство Санкт-Петербурга стимулировало разработки месторождений природного камня, прежде всего,
в непосредственной близости к столице. Камень придал городу тот «строгий, стройный вид», который воспел А. С. Пушкин. Здесь начал широко применяться путиловский известняк, добываемый в каменоломнях Путиловской горы
под Петербургом. С середины XVIII века недалеко от Гатчины, в деревне Пудость,
началась разработка пудостского камня. Набережные Петербурга отстраивались карельским и выборгским гранитом, прочность которых значительно превосходит прочность известняка. Выборгский гранит использован и при возведении многих зданий, в частности, Исаакиевского собора – сооружения, где применение различных сортов природного камня было одним из самых масштабных. Красивейший мрамор четырех оттенков добывали близ поселка Рускеала в Карелии для облицовки соборов и дворцов в XVIII–XIX веках.
Попков В. Е. Сентябрь на Мезени. 1969–1970. Русский музей, Санкт-Петербург
В 1965 году Виктор Ефимович Попков впервые побывал в Архангельской области. Желание просто посмотреть новые места переросло в любовь к Северу, который стал для него источником вдохновения и открытий. По впечатлениям от проведенного там месяца он создал целую серию работ, знаменитый «Мезенский цикл», посвященный деревенским жителям, их непростым судьбам.
Глядя на них, понимаешь, что богатство Русского Севера – это не только дары природы, мощные реки и неоглядные просторы. Это прежде всего сильные духом люди, в характерах которых отразилась суровость и величавость тех мест.
Удивительно тонкий колорит картины «Сентябрь на Мезени» словно объединяет людей
и окружающую природу, подчеркивает их неразрывную связь. Все существует
в гармоничном единстве: красноцветные горные породы берегов Мезени перекликаются
с ягодами в корзинах, оттенки темной воды с одеждами, проблески синевы неба с юбкой одной из женщин. Сидящие перед зрителем персонажи спокойны и погружены в себя.
Каменский П. П. Чукча.1907–1908.
Русский музей, Санкт-Петербург
В 1907 году Императорскому фарфоровому заводу (ИФЗ) Николай II поручает исполнение коллекции фигур, изображающих народности России. В качестве главного скульптора серии «Народности России» был утвержден Павел Павлович Каменский. При подготовке фигур он использовал новейшие на тот момент исследования в области этнографии, антропологии, истории культур и национальных традиций народов, населяющих Российскую империю.
В основу перечня обязательных для серии «Народности России» фигур были положены результаты «Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года».
Каменский очень внимательно относился к изображению национального костюма, к каждой, даже небольшой, его детали, ведь в костюме были отражены многовековые традиции и обычаи, мировоззрение
Каменский П. П. Самоед. 1912.
Русский музей, Санкт-Петербург
Каменский П. П. Лопарская женщина.
1907–1917.
Русский музей, Санкт-Петербург
Каменский П. П. Чукча-женщина. 1911.
Русский музей, Санкт-Петербург
Известно, что фигуры выполнялись в двух размерах сорок и двадцать сантиметров высотой, большие были предназначены для членов императорской семьи, малые поступали в продажу. После 1917 года в Советской России статуэтки повторяли для дипломатических подарков, в 1930-е их продолжал выпускать в малом размере Ленинградский фарфоровый завод, бывший ИФЗ. В 2012 году мастерами ОАО «Императорский фарфоровый завод» было решено продолжить серию – был открыт проект «Народности. Коллекция XXI».
и мировосприятие того или иного народа. Планировалось исполнить 73 народности, то есть 146 моделей отдельных фигур, в настоящее время известно
о существовании 74 моделей.
Крестовский Я. И. Турбостроительный цех. 1975.
Русский музей, Санкт-Петербург
Советские художники создали целую летопись прославленных предприятий тяжелой промышленности, запечатлев их историю, характер производства, образ человека труда. Одно из них – Ленинградский металлический завод, флагман советского турбостроения, обеспечивавший в числе других предприятий экономическое развитие республик СССР, строя электростанции. Не останавливал он свою работу
во время Великой Отечественной войны, а после нее восстанавливал разрушенную энергетику.
из-под которого брызжет струя огня, разлетаясь огненными мухами метров на шесть… Детали, многие из которых величиной с двухэтажный дом, а то и более…
И всюду ритм, во всем ритм прямоугольных линий и квадратов. Это было что-то величественное и необычное… Про себя я назвал эти цеха цехами будущего» – вспоминал художник.
С 1930-х годов завод активно сотрудничал с художниками Ленинграда. Ярослав Игоревич Крестовский – один из них. На заводе он впервые побывал в начале 1960-х годов с группой студентов ЛВХПУ им. В. А. Мухиной. Красота металла, конструкций, слаженная работа тружеников завода захватили его. Тогда, несмотря
на множество зарисовок, картины не родилось. Лишь спустя двенадцать лет, вновь побывав на заводе, он создал яркие, запоминающиеся произведения. «И вновь передо мною циклопический цех с непохожим
ни на что запахом, гулом машин, в который врываются звуки металла, обгрызаемого абразивными кругами,
Кузнецов В. В. Белый медведь. 1917. ИФЗ. Фарфор, роспись подглазурная.
Русский музей, Санкт-Петербург

Не только традиции коренных народов Севера, но и яркие события покорения человеком сурового края приобрели самостоятельное значение в искусстве отечественного фарфора. «Мишка на Севере» – бренд, который можно считать фирменным. В искусстве русского фарфора к этому образу мастера обращаются с начала XX века –
в скульптурной анималистике белый медведь становится довольно частым героем.
его спокойствие и безмятежность, которые, в свою очередь, контрастируют с суровой природой Арктики. К образу белого медведя не раз обращался в своем творчестве А. К. Тимус, возглавлявший скульптурное отделение Императорского фарфорового завода в 1897–1914 годы. Автор создал идущую фигуру «Белый медведь», источником для которой послужила одноименная немецкая скульптура, созданная по проекту Отто Ярла на Мейсенской фарфоровой мануфактуре в 1903 году. Модель Тимуса не раз тиражировалась на протяжении всего XX века.
В 1917 году В. В. Кузнецов представил композицию «Белый медведь», в которой можно видеть лежащего и отдыхающего на льдине могучего зверя. Плавность линий фигуры медведя подчеркивают
Тимус А. К. (автор модели), Ризнич И. И. (автор росписи и исполнитель). Белый медведь. 1936. ЛФЗ им. М. В. Ломоносова, по модели 1907. Фарфор, роспись надглазурная.
Русский музей, Санкт-Петербург

Летом 1894 года Василий Васильевич Верещагин, имея за плечами уже многочисленные путешествия
по Кавказу, Туркестану, Индии, Сирии, Палестине, отправляется с семьей в поездку по Русскому Северу – Пинеге, Северной Двине, Белому морю. Зарисовывает интересовавшие его деревянные церкви, ради чего и была задумана эта поездка, пейзажи, и, конечно, местных жителей.
Зыряне (устаревшее название народа коми) – народ «финского племени», согласно изданному в 1895 году «Алфавитному списку народов, обитающих в Российской Империи», насчитывающий в то время 120 тысяч человек. Они составляли подавляющую часть населения Мезенского уезда Архангельской губернии и Усть-Сысольского и Яренского уездов Вологодской. Основой их жизни было земледелие и скотоводство, ловля зверя, рыболовство и лесные промыслы. Зырянин изображен в зимней одежде – овчинном полушубке и шапке-долгоушке, сшитой из шкуры телят северного оленя.
Верещагин В. В. Голова зырянина. 1894. Русский музей, Санкт-Петербург

На Мурмане Климент Николаевич Редько побывал дважды. Первое его путешествие состоялось в 1924 году, после чего, покоренный красотой Севера, он решил вернуться туда для серьезной работы. В 1925 году, собираясь в очередную поездку он писал: «Я уже живу Мурманом, рыбами океана, пространствами чаек, гагар, оленей и морошкой». Несколько работ в той поездке он писал из окна спасательной станции и из наблюдательной будки маяка. Суровые условия осложняли работу, однако природа вдохновляла и вызывала чувство благодарности за все увиденное. Десять работ, написанных им почти за три месяца, казались художнику не вполне законченными, не доведенными до высокого уровня живописи. В своем дневнике он записал: «Природа глубока, и поэтому есть единственно возможный путь ее постичь – это долгий процесс работы мысли, чувств и высшего умения созерцать». После Мурмана он едет
в Архангельск, а оттуда на Новую Землю. Это путешествие оставило такой неизгладимый след в его душе, что Пабло Пикассо, с которым Редько позже делился своими впечатлениями, живя и работая в Париже, позавидовал ему, сказав, что на его месте он не ехал бы в Париж, а остался бы на Севере «среди здоровых людей и этой величественной природы».
Редько К. Н. Мурман. 1925.
Русский музей, Санкт-Петербург

Шабанов А. Б. Медаль в память 50-летия Северного морского пути. 1982. Томпак. Лицевая и оборотная стороны.
Русский музей, Санкт-Петербург
Александр Борисович Шабанов родился в конце сороковых годов прошлого века. Окончив МВХПУ
в Москве, получил специальность «художник по металлу». Период его творчества пришелся на время активного развития и большой популярности медали. В 1970 году была проведена первая Всесоюзная выставка медальерного искусства, вторая – в 1975 году. Именно в это время начала проявляться авторская медальерная пластика, и мастер одним из первых стал воплощать в ней новаторские идеи. Диапазон творческих интересов медальера был весьма разнообразен – это популярные темы спорта, театра, природы. Свои работы он посвящал известным деятелям культуры и науки, различным достижениям нашей Родины, например, в деле освоения новых морских путей. Эта тема запечатлена мастером в памятных медалях, посвященных истории судоходства
в арктических водах и созданию одного из первых в мире атомных ледоколов. В 1982 году Ленинградский монетный двор выпустил медаль по модели художника
А. Б. Шабанова в честь 50-летия Северного морского пути. Она представлена в коллекции Русского музея. Памятная медаль имеет форму круга желтого цвета
с рельефным изображением с двух сторон. На одной стороне изображен по центру ледокол «Артика» во льдах, слева от него оттиск печати «СМП» – Северный морской путь, справа оттиск печати с годами «1932–1982», в небе изображен летящий вертолет. С обратной стороны изображены: фрагмент географической карты арктической зоны СССР; два вымпела – с гербом СССР и с символикой «СМП»; слева изображен один из ледоколов довоенной постройки и северное сияние, а справа – метеостанция, над которой летит самолет; ниже карты автор поместил белую медведицу с медвежонком. Все эти изображения объединяет торжественная надпись – «50 лет СЕВМОРПУТИ». В самом низу по правому краю мелкими буквами можно увидеть подпись автора – А. Шабанов, и дату создания медали.
Смолин А. А., Смолин П. А. Полярники. 1961.
Русский музей, Санкт-Петербург

Картина «Полярники» братьев Смолиных стала визитной карточкой целого направления
в советском искусстве конца 1950-х – начала 1960-х годов, именуемого «суровый стиль». Молодые художники послевоенного поколения выступили на крупных московских выставках тех лет
с работами, в которых современный человек изображался без прикрас. Внимание живописцев часто привлекали люди экстремальных профессий, чьи образы позволяли раскрыть особенно ярко их жизненные принципы, характеры, внутренний мир.
«Полярники» были написаны после поездки на север в 1961 году. Художники посетили тогда Новую Землю и острова Карского моря. Их персонажи – воплощение образа «физика», который был истинным героем своего времени. Самоотверженный ученый, пренебрегающий личной жизнью, благополучием, здоровьем ради научного труда во имя общественного блага и прогресса. «Полярники» Смолиных – одно из выдающихся произведений своего времени.
Павлов С. А. Завод «Красный Путиловец». Сборка паровоза. 1927. Тушь
Русский музей, Санкт-Петербург
В 1801 году Кронштадтский чугунолитейный завод по указу императора Павла I был переведен
в Петербург. Завод производил чугунные ядра для пушек и выполнял другие казенные военные заказы. С 1844 года появляется новое направление деятельности, связанное с железными дорогами, зарождающимися в России, – отливка рельс. В середине XIX века завод перестает быть государственным и несколько раз меняет своих хозяев, пока в 1869 году его не покупает
Н. И. Путилов. С тех пор он часть большой «империи» Путиловских заводов. Производства модернизируются, появляется первая в Петербурге мартеновская печь. К тому моменту в стране активизируется строительство железных дорог, и Путиловский завод начинает производить
не только рельсы, но и вагоны – товарные и пассажирские, а затем, с 1893 года, и паровозы.
К началу ХХ века завод занимает ведущее положение в России в этой отрасли, и первое место по объему производства среди всех металлургических и машиностроительных заводов.
После Революции его переименовывают в «Красный Путиловец». А с 1934 года ему присваивают имя С. М. Кирова, и он становится Кировским заводом, одним
из известнейших и крупнейших предприятий Петербурга до сих пор.
В своем графическом рисунке тушью Семен Андреевич Павлов подчеркнул масштаб и простор заводского цеха, красивый геометрический рисунок его каркаса. Паровоз, как ни странно, не смотрится контрастно к ажурной архитектуре завода. Он ярко освещается сквозь стеклянную крышу, и художник внимательно прорисовывает все его многочисленные детали и механизмы. Рисунок становится гимном металлу и машиностроению своей эпохи, всё в нём технично
и прогрессивно.