Интерактивная инсталляция

ОТКРЫТИЕ 9 ОКТЯБРЯ 2022
Проект посвящен творчеству одного из замечательных русских художников – Николая Рериха, теме истории Древней Руси и народного искусства. Не случайно авторы проекта выбрали картину «Заморские гости». Свежестью, радостью, праздничностью чарует картина. Она переносит в древний, овеянный красотой и романтикой мир сильных смелых варягов, внесших, по словам художника, "новую струю" в отечественную историю. Поэтический строй картины, ее сказочная нарядность вытекают из необычной трактовки исторической темы. В произведении использованы некоторые приемы народного искусства: декоративизм и интенсивность цвета, лаконизм рисунка. На связь картины с народным искусством указывалось и в каталоге персональной выставки Н. Рериха в 1903 году, где это произведение было названо «Заморские гости. Народная картинка».



Оригинальное полотно представлено в экспозиции Русского музея, а для посетителей Восточного павильона Михайловского замка создается необычный объект: комната-картина. Инсталляция максимально точно повторяет произведение. Второй план картины изображающий море и холмистый берег, с виднеющимся вдали городом выполнены на баннере. Носовая часть корабля, украшенная выразительной резной фигурой с головой дракона; сверкающие на солнце щиты воинов и парус, наполненный свежим ветром – создаются практически в натуральную величину. Ощущение присутствия дополняют фигуры чаек, свисающие с потолка. Корабль заморских гостей будто выходит из морских вод в пространство классического музейного зала.



Гости комнаты-картины смогут подняться на борт «драккара» (так назывались корабли варягов), и отгадывая загадки, спрятанные в декоративных элементах инсталляции, попробовать переместиться во времени, оказавшись в команде купцов, суровых варягов. Воинственный облик купцов не случаен – в те давние времена они были вынуждены уметь защитить себя и свои корабли из-за регулярных нападений пиратов.

В рамках проекта будут разработаны различные активности для юных посетителей. Например, квест по Восточному павильону Михайловского замка «В поисках послания варягов» или знакомство с изданием «Николай Рерих. Путешествие – фантазия». Альбом посвящен творчеству художника и, помимо рассказа о картине «Заморские гости», знакомит читателей с другими произведениями мастера на тему истории Древней Руси.



Проект организован при поддержке Партнера образовательных программ Русского музея для детей и юношества ПАО НОВАТЭК. Программа мероприятий проекта проводится сотрудниками отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея.


«Внутри картины Н. Рериха «Заморские гости»

Партнер образовательных программ Русского музея для детей и юношевства
Проект призван пробудить интерес к познанию через изобразительное искусство, показать ребятам, что искусство – это не только внешняя красота, глубокое содержание, но и научные знания из многих сфер жизни общества.

Проект предполагает серию выставок-лабораторий, выстроенных на принципах вовлечения в исследование. С их помощью мы хотим сделать искусство понятным и близким, создать точку общения с миром искусства, в которой будет живой, увлекательный момент. Для каждой выставки выбрана одна из тем в сфере художественного языка: цвет, объем, силуэт, перспектива. В 2022 году ребят ждет две выставки: «Цвет и краска» и «Предмет. Силуэт. Форма».



Выставка-лаборатория «Цвет и краска» 10+

17 сентября – 13 октября 2022

Выставка-лаборатория состоит из пятнадцати «станций», на которых можно протестировать смешение цветных лучей света, испытать на себе оптические иллюзии, ответить на вопрос – чем же цвет отличается от краски? Выполнить задания ребятам поможет рабочая тетрадь, являющаяся неотъемлемой частью выставки и проводником по всем «станциям». В зависимости от подготовки участников, можно проходить маршрут целиком, либо в сокращенном варианте.

Главная цель выставки – пробудить интерес ребенка к познанию цвета с помощью игровых моментов, интересных фактов, взаимодействия с интерактивными элементами. Автор не копирует учебник по цветоведению, а предлагает юным художникам и дизайнерам окунуться в эту науку и поэкспериментировать.



Экспозиция располагается в Восточном павильоне Михайловского замка.

Проект осуществлен при поддержке партнера образовательных программ Русского музея для детей и юношества, ПАО «НОВАТЭК»

Куратор проекта: Светлана Денисова.

«Искусство как творческий процесс. Смотреть. Видеть. Знать»
Партнер образовательных программ Русского музея для детей и юношевства
География и изобразительное искусство
Проект разрабатывается в рамках метапредметной программы «Путешествие в мир науки и искусства», с целью популяризация научных знаний об историческом, физическом, экономическом и экологическом аспектах географии. Метапредметный контекст изобразительного искусства дает возможность не только обогатить учебный и познавательный процесс образным языком графики, живописи и других видов изобразительного искусства, но и приобщить учащихся к музейным ценностям, что будет способствовать формированию и развитию художественно-творческих начал у старшеклассников.

Так как понятие «Современная география» - включает в себя систему наук о сложных природных процессах и комплексах, связанных с развитием жизнедеятельности человеческого общество, то структура проекта объединяет два раздела: «физическая география» в котором рассматриваются научные аспекты этого понятия и «экономическая география, в котором рассматриваются аспекты экологического и культурного туризма.

Содержание проекта включает:

1. Проведение обучающей онлайн программы «География и изобразительное искусство» для педагогов-предметников в городах Костамукша, Оленегорск, Белгород, Орел, Вологда, Петрозаводск, Череповец.

2. Подготовку и издание буклета по теме «География и изобразительное искусство».

3. Разработку методических материалов для повышения квалификации музейных и школьных педагогов по теме проекта.

4. Создание дидактической онлайн-выставки и онлайн-викторины по теме проекта.

5. Разработку комплекса учебных мероприятий для школьников: экскурсии, лекции, творческие занятия, олимпиады.

6. Организацию выставки «По странам и континентам» в Восточном павильоне Михайловского замка (г. Санкт-Петербург).


Метапредметный проект «География и изобразительное искусство» организован при поддержке ПАО «Северсталь». Программа мероприятий проекта реализуется отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея совместно с сотрудниками региональных музеев. Координатором проекта является Ресурсный центр творческого развития детей и подростков Череповецкого музейного объединения.
Образовательно-выставочный проект, разработанный сотрудниками отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея, ориентирован на внеурочную деятельность и дополнительное образование школьников. Целью проекта является популяризация наиболее ярких и значимых для страны событий отечественной истории, нашедших свое отражение в памятниках изобразительного искусства. Лекции, семинары и мастер-классы для учащихся посвящены знакомству с историей России от Смутного времени XVII века до событий революционного вихря начала XX века и помогут по-новому взглянуть на изучение истории. Для педагогов актуальность проекта заключается в его музейно-педагогической направленности: предлагаемый круг вопросов и рассматриваемых тем имеет проблемно-познавательный характер. Среди них: влияние исторических событий на путь развития изобразительного искусства, а также роль личности в становлении отечественной культуры; преемственность и обособленность культурного наследия средневековой России и светского искусства XVII–XX веков. Учитывая масштаб заявленной темы, при разработке изданий проекта авторы обратились к коллекциям Русского музея, Третьяковской галереи и региональных художественных музеев.

Структура проекта включает: создание альбома для школьников и методического пособия для учителей; организацию в региональных музеях дидактической выставки по теме проекта; проведение лекций, дискуссий, семинаров и мастер-классов.



План реализации проекта в регионах:

25 – 27 октября. Государственный исторический музей Южного Урала, г. Челябинск

07 – 09 ноября. Картинная галерея, г. Кострома

21 – 24 ноября. Мурманский областной художественный музей, г. Мурманск.

Первая декада декабря. Музей изобразительных искусств, г. Новый Уренгой.

Проект организован при поддержке компании ПАО «НОВАТЭК». Программа реализуется отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея совместно с сотрудниками региональных музеев.
История и изобразительное искусство
Партнер образовательных программ Русского музея для детей и юношевства
Ежегодный проект для школьников, реализуется с 2001 года.
Время проведения: февраль – апрель.

Проект разработан для учащихся 9–11 классов с целью выявления и поддержки одаренных школьников. Творческая группа сотрудников отдела ежегодно определяет тематику чтений, основанную на памятных датах учебного года, придавая ей проблемный, творческий, полемический характер.

Представленные на конкурс работы оцениваются по следующим номинациям: «Изобразительное искусство», «Наука», «Экскурсионное дело», «Искусство и история», «Искусство и литература», «Музыка в музее», «Музей и театр», «Искусство и информационные технологии», «Журналистика», «Межкультурная коммуникация», «История одной картины», «Актуальные темы года», «Синтез искусств». Помимо конкурсных номинаций, школьники могут выступить и вне конкурса. В этом случае возможен выбор любой актуальной темы в сфере культуры.
Участники Гуманитарных чтений представляют работы в виде эссе, литературно-музыкальной композиции, хореографической постановки, мультимедийного продукта.

Этапы проекта:
1 этап (школьный) проводится в общеобразовательных учреждениях, принимающих участие в проекте.
2 этап (районный) организован в одной из школ каждого района при поддержке Информационно-методического центра. Отбор конкурсных работ производится жюри, в состав которого включены сотрудники отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея, представители ИМЦ, учителя школ.
3 этап (финальный) проводится в салоне Виельгорских Российской гимназии при Государственном Русском музее.
Победители конкурса награждаются дипломами I, II, III степеней, остальные участники Гуманитарных чтений награждаются грамотами. Педагоги, подготовившие школьников к участию в проекте, получают благодарственные письма.
Положение проекта на 2021–2022 учебный год будет опубликовано до 30.09.2021 г.
Куратор проекта: специалист по музейно-образовательной деятельности Екатерина Владимировна Петрова, petrova_katy@mail.ru
Гуманитарные чтения «Музей. Искусство. Культура»
Ежегодный проект для школьников, реализуется с 2013 года.
К участию приглашаются ученики начальных классов образовательных учреждений, занимающиеся по программе «Здравствуй, музей!».

Цели проекта:
- развитие интереса к произведениям изобразительного искусства, комплексу зданий и коллекций Русского музея;
- выявление знаний и навыков, приобретенных в ходе занятий по программе «Здравствуй, музей!».

Этапы проекта:
1 этап (дистанционный) проводится в образовательном учреждении, задания выполняются на сайте проекта;
2 этап (викторина) организован в Восточном павильоне Михайловского замка (ул. Инженерная, дом 10);
3 этап (награждение победителей) проводится в Восточном павильоне Михайловского замка.
Участники проекта получат дипломы, сертификаты и подарки; педагогам вручаются благодарственные письма за подготовку детей к олимпиаде.
Куратор проекта: Людмила Андреевна Гольтякова, специалист по музейно-образовательной деятельности, la51@mail.ru
Олимпиада «Мир музея»
Ежегодный проект, реализуется с 2015 года.
Целью проекта является приобщение жителей Ленинградской области к культуре и истории на основе коллекций и образовательных технологий Русского музея, включающих программы и проекты отдела развития проекта «Русский музей: виртуальный филиал»; музейно-педагогические, выставочные и туристические проекты и программы отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества»; экскурсионные и лекционные программы отдела экскурсионно-лекционной работы.
Задачи проекта включают мотивацию интереса подрастающего поколения к художественному образованию и творческому саморазвитию (в том числе и средствами дистанционного обучения), а также повышение профессионально-художественного уровня педагогов начальной и средней школ, что обеспечивает им возможность использования коллекций Русского музея в образовательном процессе.
Проект осуществляется на средства Правительства Ленинградской области в рамках Соглашения между Комитетом по образованию Ленинградской области и ФГБУК «Государственный Русский музей» о сотрудничестве в сфере реализации музейно-педагогических и культурно-просветительских проектов и программ.
Мобильный образовательный центр
Проект «Химия и живопись в Русском музее» проводится с 2018 года, включает в себя тематические лекции на платформе Zoom, квест и экскурсию по залам музея, участие в олимпиаде и представление индивидуальных и коллективных работ участников.

На занятиях мы проследим историю развития живописи, поговорим о пигментах и материалах, которые использовали художники и скульпторы с древнейших времен до наших дней. Узнаем о том, как с веками меняются произведения искусства, как и благодаря чему шедевры сохранились до наших дней.

Цель проекта: освоение метапередметного подхода к изучению школьных дисциплин и раскрытие творческого потенциала, содействие формированию общей культуры учащихся.

Проект включает в себя тематические лекции на платформе Zoom, квест по залам музея, участие в интернет-олимпиаде и представление индивидуальных проектов участников.

На занятиях мы узнаем историю живописи, поговорим о пигментах и материалах, которые использовали художники с древнейших времен до наших дней.

Для того, чтобы закрепить свои знания, ребята смогут прийти в музей самостоятельно и пройти квест (задание квеста будет выслано по электронной почте).

Итоговые проекты участников в формате видео роликов или презентации будут размещены на YouTube канале отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея, лучшие работы будут отмечены сертификатами и подарками.

Темы лекций:
1. 26 ноября. 15:30. Лекция в Zoom. История красителей. От античности до наших дней.
2. 10 декабря. 15:30. Лекция в Zoom. Пигменты. Их происхождение и применение живописи.
3. 17 декабря. 15:30. Лекция в Zoom. Лаборатория живописи. Путешествие в картину.
4. Март 2022 Квест «Химия и живопись» (в индивидуальном порядке по билету в музей). Онлайн -представление итоговых работ (по желанию участников)
5. 1-15 апреля 2022 проведение интернет-олимпиады
6. Май 2022. Zoom встреча.
Подведение итогов интернет-олимпиады и награждение победителей

Куратор проекта:
Пейчева А.Ю., специалист по музейно-образовательной деятельности. aupeycheva@yandex.ru

Проект «‎Химия и живопись в Русском музее»‎
Ежегодный проект для школьников 5–11 классов.

Партнерский проект отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея и ГБУ «Информационно-методический центр» Центрального района Санкт-Петербурга успешно реализуется с 2013 года. Проект стал возможен благодаря изданию пособия «Математика и изобразительное искусство: симметрия в народном и профессиональном искусстве» (А. Г. Сечин) и проявленному интересу к этой теме со стороны методического объединения учителей математики Центрального района.

Цель проекта – содействовать развитию у учащихся творческой и исследовательской деятельности на основе органично сочетающихся историко-художественных и математических знаний.

В процессе совместной творческой работы школьники под руководством учителей математики и сотрудников музея разрабатывают собственные проекты, принимают участие в интерактивных занятиях на экспозиции и представляют свои исследовательские работы на итоговой конференции в Русском музее.

За время проведения проекта его участниками стали ученики школ Центрального, Фрунзенского, Выборгского и Приморского районов, а также учащиеся Кадетского корпуса Следственного комитета Санкт-Петербурга.

Математика и искусство в Русском музее
С 2010 года в художественных музеях страны по инициативе Союза музеев России и Фонда Ельцина начали открываться Ресурсные центры творческого развития детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями.

Деятельность центров построена на сотрудничестве региональных музеев с отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея. Уникальность центров, как структурных подразделений музеев, заключается в развитии в регионах новых форм художественного образования на основе музейных коллекций и инновационных технологий.

Основные направления деятельности Ресурсных центров:
- реализация музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» в регионах;
- организация обучения на дистанционных курсах по истории изобразительного искусства, разработанных сотрудниками отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея;
- разработка культурно-выставочных и образовательных проектов, ориентированных на творческое развитие подрастающего поколения;
- участие в онлайн-проектах и конкурсах детского творчества, организованных отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея;

В настоящее время Ресурсные центры работают в следующих региональных музеях:
Музей изобразительных искусств Республики Карелия;
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан;
Национальная художественная галерея, г. Йошкар-Ола;
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля;
Сахалинский областной государственный художественный музей;
Культурно-выставочный центр «Радуга», г. Чебоксары;
Мордовский республиканский музей изобразительном искусств им. С.Д. Эрьзи;
Мурманский областной художественный музей;
Ярославский художественный музей;
Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова;
Череповецкое музейное объединение;
Музейно-выставочный центр, г. Когалым.

Условия открытия Ресурсного центра творческого развития детей в региональном музее
Заявки на открытие Ресурсного центра в региональном музее принимаются на адресу: rumuzped@gmail.com
Ресурсные центры творческого развития детей и подростков
Проект направлен на творческое развитие детей и подростков через интеграцию предметов естественно-научного цикла и изобразительного искусства. Тема проекта в 2020 году: «Физика и изобразительное искусство». В 2021 г. в связи с пандемией коронавируса проект реализуется в онлайн-формате в городах: Череповец, Костомукша, Петрозаводск, Вологда, Оленегорск, Воркута, Орел и Белгород.

Задачи проекта:
- Оказать содействие в расширении культурно-педагогического взаимодействия музея с учреждениями культуры и образования Северо-Западного региона в области творческого развития и художественного воспитания детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями на основе метапредметного подхода.
- Мотивировать педагогов, учащихся и родителей на изучение физики в контексте художественных образов архитектуры и изобразительного искусства, которое в этом процессе рассматривается как метапредмет.
- Создать условия для повышения квалификации музейных специалистов и педагогов системы образования в области эстетического воспитания и художественно-творческого развития средствами музейной среды и изобразительного искусства на основе метапредметного подхода.

План реализации проекта в 2021 г.:
Февраль – апрель. «Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами музейной педагогики». Образовательный онлайн-проект для специалистов системы дошкольного образования.
Февраль – апрель. «Молодежная парковка». Онлайн-викторина для подростков (в рамках проекта Благотворительного фонда «Дорога к дому»).
Март – апрель. Онлайн-программа «Физика в изобразительном искусстве» для педагогов-предметников по физике.
Май. Семинар для сотрудников Череповецкого музейного объединения «Как привлечь детей в музей и сделать нескучным его посещение?»
Май. Мастер-класс по живописи для участников онлайн-викторины «Молодежная парковка».
Октябрь. Цикл онлайн-лекций для учащихся 6–7 классов по теме «Физика и изобразительное искусство».
Октябрь – декабрь. Цикл лекций по теме «Физика и изобразительное искусство». Для победителей конкурса одаренных и талантливых детей «Дети Череповца. Путь к успеху».
Октябрь – декабрь. Цикл онлайн-лекций для учителей школ по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология».

Программа проекта реализуется сотрудниками отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея совместно с сотрудниками Ресурсного центра Русского музея, открытого в Череповецком музейном объединении.

Проект организован при поддержке компаний: ПАО «Северсталь», ПАО «Силовые машины», Международная золотодобывающая компания Nordgold, Туристическая компания TUI.
Путешествие в мир науки и искусства
С 14 по 26 февраля пройдёт I тур интернет-олимпиады для учащихся 8-11 классов «Музейный Артефакт. Веков связующая нить».

Цель олимпиады: сформировать навыки исследовательской деятельности в области истории изобразительного искусства и культуры.
Тема 2022 года «Иностранные художники в России XVIII — первой половины XIX века».

Проект проводится в два этапа:
1 тур – региональный, будет проводится дистанционно в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионах России.
2 тур – финальный (дата - 19 марта 2022), будет проходить в Русском музее, на базе отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» и на экспозиции в Михайловском замке.

Если вы хотите принять участие в олимпиаде, присылайте свою заявку на электронную почту petrova_katy@mail.ru или записывайтесь по телефону +79214042550 (Петрова Екатерина Владимировна, методист-организатор олимпиады).

СКАЧАТЬ ПОЛОЖЕНИЕ
Музейный-артефакт. Веков связующая нить