Интерактивная инсталляция

с 11 октября 2022 г.

Проект посвящен творчеству Николая Рериха, теме истории Древней Руси.
Картину Николая Рериха «Заморские гости» можно увидеть на экспозиции Русского музея, а для
посетителей Восточного павильона Михайловского замка
создан необычный объект: комната-картина.
Инсталляция максимально точно повторяет произведение. Второй план картины,
изображающий море и холмистый берег, с виднеющимся вдали городом, выполнены на
баннере. Носовая часть корабля, украшенная выразительной резной фигурой с головой
дракона; сверкающие на солнце щиты воинов и парус, наполненный свежим ветром –
созданы практически в натуральную величину. Корабль заморских гостей будто выходит
из морских вод в пространство классического музейного зала.
Посетители поднимаются на борт корабля варягов и под звучание саундтрека,
погружающего в атмосферу произведения, отправляются в путешествие по пути «Из варяг
в греки». Завершает знакомство с инсталляцией короткая викторина.

Посещение организовано по сеансам.
Справки по телефону: 8(812)5705285

Проект организован при поддержке Партнера образовательных программ
Русского музея для детей и юношества ПАО НОВАТЭК.


«Внутри картины Н. Рериха «Заморские гости» 10+

Проект призван пробудить интерес к познанию через изобразительное искусство, показать ребятам, что искусство – это не только внешняя красота, глубокое содержание, но и научные знания из многих сфер жизни общества.

Проект предполагает серию выставок-лабораторий, выстроенных на принципах вовлечения в исследование. С их помощью мы хотим сделать искусство понятным и близким, создать точку общения с миром искусства, в которой будет живой, увлекательный момент. Для каждой выставки выбрана одна из тем в сфере художественного языка: цвет, объем, силуэт, перспектива. В 2022 году состоялись две выставки: «Цвет и краска» и «Предмет. Силуэт. Форма».


Выставка-лаборатория «Цвет и краска» 10+
17 сентября – 13 октября 2022

Выставка-лаборатория состоит из пятнадцати «станций», на которых можно протестировать смешение цветных лучей света, испытать на себе оптические иллюзии, ответить на вопрос – чем же цвет отличается от краски? Выполнить задания ребятам поможет рабочая тетрадь, являющаяся неотъемлемой частью выставки и проводником по всем «станциям». В зависимости от подготовки участников, можно проходить маршрут целиком, либо в сокращенном варианте.

Главная цель выставки – пробудить интерес ребенка к познанию цвета с помощью игровых моментов, интересных фактов, взаимодействия с интерактивными элементами. Автор не копирует учебник по цветоведению, а предлагает юным художникам и дизайнерам окунуться в эту науку и поэкспериментировать.

.
Выставка-лаборатория «Предмет. Силуэт. Форма» 10+
13 декабря 2022 22 февраля 2023

Выставка-лаборатория «Предмет. Силуэт. Форма» состоит из восьми «станций», на которых можно понять, как художник работает над формообразованием, поиграть в теневой театр, нарисовать силуэтный портрет друга, узнать, как свет помогает нам видеть объем предметов. Выполнить задания ребятам поможет маршрутный лист.
Главная цель выставки – пробудить интерес ребенка к изучению силуэта и формы с помощью
игровых моментов, интересных фактов, взаимодействия с интерактивными элементами. Автор
приглашает юных художников и дизайнеров к творчеству и экспериментам.

Экспозиция располагается в Восточном павильоне Михайловского замка.

Проект осуществлен при поддержке партнера образовательных программ Русского музея для детей и юношества, ПАО «НОВАТЭК»

Куратор проекта: Светлана Денисова



«Искусство как творческий процесс. Смотреть. Видеть. Знать»
География и изобразительное искусство
Проект разрабатывается в рамках метапредметной программы «Путешествие в мир науки и искусства», с целью популяризация научных знаний об историческом, физическом, экономическом и экологическом аспектах географии. Метапредметный контекст изобразительного искусства дает возможность не только обогатить учебный и познавательный процесс образным языком графики, живописи и других видов изобразительного искусства, но и приобщить учащихся к музейным ценностям, что будет способствовать формированию и развитию художественно-творческих начал у старшеклассников.

Так как понятие «Современная география» включает в себя систему наук о сложных природных процессах и комплексах, связанных с развитием жизнедеятельности человеческого общества, то структура проекта объединяет два раздела: «физическая география» в котором рассматриваются научные аспекты этого понятия и «экономическая география, в котором рассматриваются аспекты экологического и культурного туризма.

Содержание проекта включает:

1. Проведение обучающей онлайн программы «География и изобразительное искусство» для педагогов-предметников в городах Костамукша, Оленегорск, Белгород, Орел, Вологда, Петрозаводск, Череповец.

2. Подготовку и издание буклета по теме «География и изобразительное искусство».

3. Разработку методических материалов для повышения квалификации музейных и школьных педагогов по теме проекта.

4. Создание дидактической онлайн-выставки и онлайн-викторины по теме проекта.

5. Организацию выставки «По странам и континентам» в Восточном павильоне Михайловского замка (г. Санкт-Петербург). В рамках выставки запланированы мастер-классы и сопровождение маршрутным листом по выставке.


Метапредметный проект «География и изобразительное искусство» организован при поддержке ПАО «Северсталь». Программа мероприятий проекта реализуется службой «Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив» Русского музея совместно с сотрудниками региональных музеев. Координатором проекта является Ресурсный центр творческого развития детей и подростков Череповецкого музейного объединения.
декабрь 2022 – 1 июня 2023
Образовательно-выставочный проект, разработанный сотрудниками службы «Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив» Русского музея, ориентирован на внеурочную деятельность и дополнительное образование школьников. Целью проекта является популяризация наиболее ярких и значимых для страны событий отечественной истории, нашедших свое отражение в памятниках изобразительного искусства. Лекции, семинары и мастер-классы для учащихся посвящены знакомству с историей России от Смутного времени XVII века до событий революционного вихря начала XX века и помогут по-новому взглянуть на изучение истории. Для педагогов актуальность проекта заключается в его музейно-педагогической направленности: предлагаемый круг вопросов и рассматриваемых тем имеет проблемно-познавательный характер. Среди них: влияние исторических событий на путь развития изобразительного искусства, а также роль личности в становлении отечественной культуры; преемственность и обособленность культурного наследия средневековой России и светского искусства XVII–XX веков. Учитывая масштаб заявленной темы, при разработке изданий проекта авторы обратились к коллекциям Русского музея, Третьяковской галереи и региональных художественных музеев.

Структура проекта включает: создание альбома для школьников и методического пособия для учителей; организацию в региональных музеях дидактической выставки по теме проекта; проведение лекций, дискуссий, семинаров и мастер-классов.



Мероприятия проекта также прошли в регионах:

25 – 27 октября. Государственный исторический музей Южного Урала, г. Челябинск

07 – 09 ноября. Картинная галерея, г. Кострома

21 – 24 ноября. Мурманский областной художественный музей, г. Мурманск.

13-15 декабря. Музей изобразительных искусств, г. Новый Уренгой.

Проект организован при поддержке компании ПАО «НОВАТЭК». Программа реализуется службой «Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив» Русского музея совместно с сотрудниками региональных музеев.
История России в изобразительном искусстве
Ежегодный проект для школьников, реализуется с 2001 года.
Время проведения: февраль – апрель.
Проект разработан для учащихся 9–11 классов с целью выявления и поддержки
одаренных школьников. Творческая группа сотрудников отдела ежегодно определяет
тематику чтений, основанную на памятных датах учебного года, придавая ей
проблемный, творческий, полемический характер.
Представленные на конкурс работы оцениваются по следующим номинациям:
«Изобразительное искусство», «Наука», «Экскурсионное дело», «Искусство и
история», «Искусство и литература», «Музыка в музее», «Музей и театр», «Искусство
и информационные технологии», «Журналистика», «Межкультурная коммуникация»,
«История одной картины», «Актуальные темы года», «Синтез искусств». Помимо
конкурсных номинаций, школьники могут выступить и вне конкурса. В этом случае
возможен выбор любой актуальной темы в сфере культуры.
Участники Гуманитарных чтений представляют работы в виде эссе, литературно-
музыкальной композиции, хореографической постановки, мультимедийного продукта.
Этапы проекта:
1 этап (школьный) проводится в общеобразовательных учреждениях, принимающих
участие в проекте.
2 этап (районный) организован в одной из школ каждого района при поддержке
Информационно-методического центра. Отбор конкурсных работ производится жюри,
в состав которого включены сотрудники отдела «Российский центр музейной
педагогики и детского творчества» Русского музея, представители ИМЦ,
учителя школ.
3 этап (финальный) проводится в салоне Виельгорских Российской гимназии при
Государственном Русском музее.
Победители конкурса награждаются дипломами I, II, III степеней, остальные
участники Гуманитарных чтений награждаются грамотами. Педагоги, подготовившие
школьников к участию в проекте, получают благодарственные письма.
Положение проекта на 2022–2023 учебный год будет опубликовано до 15.01.2023 г.
Куратор проекта: специалист по музейно-образовательной деятельности Екатерина
Владимировна Петрова, petrova_katy@mail.ru
Гуманитарные чтения «Музей. Искусство. Культура»
Ежегодный проект для школьников, реализуется с 2013 года.
К участию приглашаются ученики начальных классов образовательных учреждений, занимающиеся по программе «Здравствуй, музей!».

Цели проекта:
- развитие интереса к произведениям изобразительного искусства, комплексу зданий и коллекций Русского музея;
- выявление знаний и навыков, приобретенных в ходе занятий по программе «Здравствуй, музей!».

Этапы проекта:
1 этап (дистанционный) проводится в образовательном учреждении, задания выполняются на сайте проекта;
2 этап (викторина) организован в Восточном павильоне Михайловского замка (ул. Инженерная, дом 10);
3 этап (награждение победителей) проводится в Восточном павильоне Михайловского замка.
Участники проекта получат дипломы, сертификаты и подарки; педагогам вручаются благодарственные письма за подготовку детей к олимпиаде.
Куратор проекта: Людмила Андреевна Гольтякова, специалист по музейно-образовательной деятельности, la51@mail.ru
Олимпиада «Мир музея»
Ежегодный проект, реализуется с 2015 года.
Целью проекта является приобщение жителей Ленинградской области к культуре
и истории на основе коллекций и образовательных технологий Русского музея.
Сотрудничество включает экскурсионные и лекционные программы и проекты службы
«Российский центр музейной педагогики творческих инициатив» Русского музея.
Задачи проекта включают мотивацию интереса подрастающего поколения
к художественному образованию и творческому саморазвитию (в том числе
и средствами дистанционного обучения), а также повышение профессионально-
художественного уровня педагогов начальной и средней школ, что обеспечивает им
возможность использования коллекций Русского музея в образовательном процессе.
Проект осуществляется на средства Правительства Ленинградской области в рамках
Соглашения о сотрудничестве между комитетом общего и профессионального
образования Ленинградской области, ФГБУК «Государственный Русский музей»
и Центром «Интеллект».
https://center-intellect.ru/

Скачать буклет «Русский музей. Ленинградская область. 25 лет сотрудничества»
Сотрудничество с Ленинградской областью. Мобильный образовательный центр
Метапредметный образовательный проект «Химия и живопись в Русском музее» проводится с 2018 года, включает в себя тематические экскурсии, квест по залам музея, участие в онлайн-олимпиаде и представление индивидуальных и коллективных работ участников. Проект адресован учащимся 8-11 классов.

Цель проекта: освоение метапередметного подхода к изучению школьных дисциплин и раскрытие творческого потенциала, содействие формированию общей культуры учащихся.

Итоговые проекты участников в формате видео роликов или презентации будут размещены в группе Вконтакте службы «Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив» Русского музея, лучшие работы будут отмечены сертификатами и подарками.

Куратор проекта:
Пейчева А.Ю., специалист по музейно-образовательной деятельности. aupeycheva@yandex.ru

Проект «‎Химия и живопись в Русском музее»‎
Ежегодный проект для школьников 8–11 классов.

Партнерский проект службы «Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив» Русского музея и ГБУ «Информационно-методический центр» Центрального района Санкт-Петербурга успешно реализуется с 2013 года. Проект стал возможен благодаря изданию пособия «Математика и изобразительное искусство: симметрия в народном и профессиональном искусстве» (А. Г. Сечин) и проявленному интересу к этой теме со стороны методического объединения учителей математики Центрального района.

Цель проекта – содействовать развитию у учащихся творческой и исследовательской деятельности на основе органично сочетающихся историко-художественных и математических знаний.

В процессе совместной творческой работы школьники под руководством учителей математики и сотрудников музея разрабатывают собственные проекты, принимают участие в интерактивных занятиях на экспозиции и представляют свои исследовательские работы на итоговой конференции в Русском музее.

За время проведения проекта его участниками стали ученики школ Центрального, Фрунзенского, Выборгского и Приморского районов, а также учащиеся Кадетского корпуса Следственного комитета Санкт-Петербурга.

Математика и искусство в Русском музее
С 2010 года в художественных музеях страны по инициативе Союза музеев России и Фонда Ельцина начали открываться Ресурсные центры творческого развития детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями.

Деятельность центров построена на сотрудничестве региональных музеев с отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея. Уникальность центров, как структурных подразделений музеев, заключается в развитии в регионах новых форм художественного образования на основе музейных коллекций и инновационных технологий.

Основные направления деятельности Ресурсных центров:
- реализация музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» в регионах;
- организация обучения на дистанционных курсах по истории изобразительного искусства, разработанных сотрудниками службы «Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив» Русского музея;
- разработка культурно-выставочных и образовательных проектов, ориентированных на творческое развитие подрастающего поколения;
- участие в онлайн-проектах и конкурсах детского творчества, организованных службой «Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив» Русского музея;

В настоящее время Ресурсные центры работают в следующих региональных музеях:
Музей изобразительных искусств Республики Карелия;
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан;
Национальная художественная галерея, г. Йошкар-Ола;
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля;
Сахалинский областной государственный художественный музей;
Культурно-выставочный центр «Радуга», г. Чебоксары;
Мордовский республиканский музей изобразительном искусств им. С.Д. Эрьзи;
Мурманский областной художественный музей;
Ярославский художественный музей;
Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова;
Череповецкое музейное объединение;
Музейно-выставочный центр, г. Когалым.

Условия открытия Ресурсного центра творческого развития детей в региональном музее
Заявки на открытие Ресурсного центра в региональном музее принимаются на адресу: rumuzped@gmail.com
Ресурсные центры творческого развития детей и подростков
С 13 по 27 февраля 2023 года пройдёт I тур интернет-
олимпиады для учащихся 8-11 классов «Музейный Артефакт.
Веков связующая нить».
Цель олимпиады: сформировать навыки исследовательской
деятельности в области истории изобразительного искусства и
культуры.
Тема 2023 года: «Учитель живёт в… делах своих учеников.
Художники-педагоги и их ученики».

Проект проводится в два этапа:
1 тур – региональный, будет проводиться дистанционно в
образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, Ленинградской
области и других регионах России.
2 тур – финальный (дата - 18 марта 2023), будет проходить в
Русском музее, на базе службы «Российский центр музейной
педагогики и творческих инициатив» и на экспозиции в
Михайловском дворце.

Если вы хотите принять участие в олимпиаде, присылайте свою заявку на электронную почту petrova_katy@mail.ru или записывайтесь по телефону +79214042550 (Петрова Екатерина Владимировна, методист-организатор олимпиады).

СКАЧАТЬ ПОЛОЖЕНИЕ
Музейный артефакт. Веков связующая нить
2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника.
В связи с этим в Восточном павильоне Михайловского замка в течение 2023 проходят следующие мероприятия.


3 марта состоялась VIII Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) Герценовские чтения «Художественное образование ребёнка: стратегии будущего».

Участники конференции обсудили следующие темы:

проблемы художественного образования, музейной педагогики, междисциплинарные и метапредметные контексты художественного образования, традиции и инновации, проектирование гуманитарных
и арт-технологий в социальной сфере; рассмотрение вопросов развития креативности ребёнка в социокультурном пространстве, в контексте художественной культуры и психологии творчества, дополнительное образования детей как инвестиции в будущее, роль художественного образования в «совершенствовании человеческого потенциала».

Конференция организована Институтом детства РПГУ им. А. И. Герцена и службой «Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив» Русского музея.

Скачать программу конференции


28 февраля 2023 года в Восточном павильоне Михайловского замка с успехом состоялась II Всероссийская конференция с международным участием по ранней профориентации «УМЕНИЯ ЮНЫХ». Конференция организована Международной Академией Современного Профессионального Образования (Академия «МАСПО») и службой «Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив» Русского музея.

В работе конференции приняли участие учёные и практики из Санкт-Петербурга, Москвы, Перми, Красноярска, Кемеровской области, Кузбасса, Новокузнецка, Златоуста и других городов РФ, Республики Саха (Якутия) и коллеги из Республики Армении, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Беларусь и Венгрии. Всего зарегистрировалось более 320 участников.

С приветственным словом к участникам обратились: Борис Андреевич Столяров, д-р пед. наук, профессор, начальник службы «Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив» Русского музея и Марина Вячеславовна Вечер, д-р филос. в обл. психол. (PhD), канд. психол. наук, проректор Академии «МАСПО».

Было представлено 11 очных и дистанционных докладов,
а также 32 стендовых доклада, познакомиться с которыми можно на сайте организатора конференции Академии «МАСПО».







Год педагога и наставника