Двойной портрет Герарда Меркатора и Йодукуса Хондиуса Лист из "Атласа Меркатора-Хондиуса" Издание 1628 г. Гравёр Колетт ван дер Кир Хондиус Центр карт Нормана Б. Левенталя, Национальная библиотека Бостона, США
Два фламандца Герард Меркатор и Йодокус Хондиус сидят за столом и словно обсуждают последние новости в мире картографии. За ними карта Европы, в руках у них глобусы и циркули. На самом деле эти два человека никогда не встречались, хотя, действительно, оба картографы и граверы. Герард Меркатор – самый авторитетный космограф и картограф своего времени, создатель знаменитой проекции для изображения карт на плоскости, которая оказалась настолько практичной, что стала неотъемлемой частью нашего представления о мире. Ведь, представляя себе карту мира, вы скорее всего, сделаете это в проекции Меркатора. Йодокус Хондиус был не столь известен. После смерти Г. Меркатора, он выкупил оригинальные медные печатные доски его атласа, дополнил их недостающими картами и выпустил новое издание в 1606 году. Новый «Атлас Меркатора-Хондиуса» был очень популярным и выдержал десятки переизданий на разных языках. А уже после смерти Й. Хондиуса его наследники захотели, чтобы их родственник выглядел продолжателем дела великого картографа и посадили их вместе за один стол. С 1613 года все атласы Меркатора-Хондиуса стали выходить с этим двойным автопортретом.
Почему Гренландия на настенной карте мира изображена такой большой, размером с Австралию и почти как Южная Америка, хотя на самом деле она в 3 раза меньше Австралии и в 8 раз меньше Южной Америки?
Изобразить объёмную Землю на плоскости не получится без искажений. Но вопрос в том, что именно искажать, а что нет. Исказить можно расстояния, углы, площади и формы. Разрабатывая свою проекцию Земли на плоскости карты, Герард Меркатор решил, что для нужд мореплавателей важно не искажать именно углы, позволить правильно определять азимут и направление движения корабля. При этом, расстояния между параллелями приходится увеличивать при приближении к полюсам. Так и получается, что чем ближе к полюсу, тем более растянутой в пространстве получается территория, более большой по площади. Только страны близкие к экватору примерно сохраняют свои истинные размеры.
А почему мы сейчас пользуемся проекцией Меркатора почти для всех карт, а не только для морских навигационных, – вопрос, который остается открытым.
Солнечные часы с компасом Буссоль. Медь Первая половина XVIII в. Россия Русский музей, Летний дворец Петра I, Санкт-Петербург
Смена дня и ночи – самый очевидный ориентир для формирования представлений человека о времени. Точность определения времени постоянно растёт с развитием цивилизации. Для этого человек изобретает все более сложные инструменты.
Солнечные часы из Помпей – скафис – показывают истинное солнечное время по положению солнца. Их точность зависит от правильного угла наклона камня, который определяется для каждой местности. Нельзя перевезти часы из одного города в другой – они будут показывать время неправильно. Кроме того, в древности на 12 часов делили световой день, поэтому длина часа летом отличалась от его длины зимой. Солнце каждый день встаёт и садится по-разному, движется на разной высоте над горизонтом. Жить и организовывать деятельность по истинному солнцу не удобно.
Солнечные часы соединили с компасом и шкалой широт для более точного определения местного среднего солнечного времени, поэтому ими можно было пользоваться в путешествиях. Эти часы созданы русскими мастерами в середине XVIII века. Их корпус украшен гравировкой, а на дне выгравированы названия 17 российских городов с указанием их широт.
Магнит и магия – не просто однокоренные слова, они тесно связаны друг с другом. Именно невидимое глазу человека действие магнитного поля породило у людей веру в существование волшебных магических сил. Когда уже давно были известны свойства намагниченной иглы и её способность указывать на север и юг, капитаны боялись использовать её именно из-за страха быть обвинёнными в колдовстве. Так, процесс изобретения компаса растянулся на тысячелетия.
В XVI веке в жизни и мировоззрении европейского правящего класса всё более важную роль стали играть составители карт, изготовители глобусов и измерительных инструментов. Все это было очень актуально для европейцев, стремящихся к колонизации новых земель и ведущих торговые споры о товарах из дальних регионов. Политика и дипломатия оказались тесно связаны с географией.
На картине изображены два французских дипломата, опирающиеся на полку, где аккуратно расставлены глобус и целый набор инструментов для измерений углов. Внизу, рядом с музыкальными инструментами лежит учебник арифметики самого известного в то время математика, астронома и географа Петера Апиана, а также глобус неизвестного автора.
География по Апиану, была наукой, с помощью которой расположение и границы географических районов, таких как страны, моря, горы и реки, точно определялись с использованием математических и астрономических принципов.
Глобус в XVI веке – символ политической власти, а также универсального знания о мире. Он – важный инструмент изучения, преподавания и усвоения новых сведений о географии. Глобус играл центральную роль в спорах правителей за власть и торгово-политическое влияние. Весь мир, а также начертанные границы было удобно демонстрировать на глобусе, не опасаясь, что страны и океаны, а также расстояния между ними и их размеры сместятся по отношению друг к другу, как это неизбежно происходит, когда изогнутую поверхность Земли переносят на плоскость, печатая карты на бумаге. Автора глобусов, изображенных на картине Ганса Гольбейна Младшего, сложно определить, так как ни одного подобного экземпляра не сохранилось до наших дней, но есть предположение, что один из них был изготовлен известным немецким учёным Йоханном Шёнером.
Ян Вермеер. Географ. 1669 Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне
Ян Вермеер. Астроном. 1668 Лувр, Париж
Времена Великих географических открытий и становления картографии можно назвать золотым веком географии, когда географ и картограф (зачастую эти понятия объединялись), были весьма значимыми и уважаемыми персонами.
В парных картинах Вермеера «Географ» и «Астроном» создан собирательный образ учёного с присущими ему атрибутами деятельности – картами и глобусами. Возможно, для этих картин художнику позировал будущий знаменитый учёный и изобретатель микроскопа Антоний Ван Левенгук, получивший в то время должность геодезиста города Делфта.
Географ занят картографическими измерениями и анализом карты, развёрнутой на рабочем столе. На стене кабинета – карта «Морское побережье Европы» Виллема Блау, на шкафу – глобус Йодокуса Хондиуса 1600 года, а также книги. Циркуль, который географ держит в правой руке, служит для измерения расстояний, другой измерительный прибор – угломер – лежит на стуле в правой части картины. Вероятно, географом ведётся сопоставительный анализ карт, выверяется степень точности картографических изображений или намечается маршрут будущих исследований.
В картине «Астроном», как и в картине «Географ» изображены глобусы Йодокуса Хондиуса. Только у географа – глобус земной, а у астронома –небесный. Такие глобусы обычно продавались вместе, и эти картины, вероятно, предназначались для совместной демонстрации.
Амулет. Жук-скарабей. II тыс. до н. э. Бирюза. Каирский музей, Египет
О географии древних народов учёные получают сведения из самых разных источников. Иероглифические надписи древних египтян, фрески, таблички из слоновой кости и папируса повествуют об их военных походах, торговле, земледелии, а также о местностях и народах, которые стали известны им в те далёкие времена. В XXVIII в. до н. э. в ходе военной экспедиции в пустыне на Синайском полуострове были обнаружены залежи строительного камня и месторождения меди, малахита и бирюзы. Они успешно разрабатывались египтянами в течение многих веков. Фараоны посылали за бирюзой тысячи пленных рабов. Месторождения бирюзы на Синае являются самыми древними из действующих рудников.
В Египте этот дорогой, царский камень использовали для украшений знати, в частности, для вырезания священных скарабеев, символизировавших созидательную силу Солнца и возрождение в загробной жизни.
Помимо Египта и Синайского полуострова бирюзу добывают в Иране, Афганистане, Армении, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Туркмении, США, Танзании, Австралии и Аргентине – в местах с сухим и жарким климатом. В тропическом поясе и в умеренных широтах, где часты разнообразные осадки, бирюзы не обнаружено.
И. П. Вьюев. Памятник Витусу Берингу. 2016 Село Никольское, остров Беринга, Камчатский край
Памятник Витусу Берингу стоит на острове Беринга, омываемом Беринговым морем. Недалеко есть Берингов пролив, разделяющий два материка. На века и для всех в мире фамилия капитан-командора Витуса Беринга, датчанина на русской службе, связана с тем как север Тихого океана перестал быть белым пятном на картах.
Этот образ – символ Петровской эпохи в развитии географии России. Именно Петр I смог привлечь европейские знания, инструменты и европейцев для открытия, изучения и картографирования огромных территорий, которые будучи еще совсем неизвестными, уже ему принадлежали.
Витус Беринг изображён в военном мундире, высоких сапогах и треуголке. В правой руке трость со зрительной трубой. Она известна из описи личных вещей участников 2-й Камчатской экспедиции. В левой руке – карта с очертаниями открытых земель. И это не случайно, ведь итогом Великой Сибирской экспедиции Беринга стали 154 территориальных открытия, составлены 63 карты, на которые впервые нанесены были десятки географических объектов.
Не случайно скульптор Илья Павлович Вьюев очень внимательно и с исторической точностью отнесся к деталям внешнего облика капитана и его вещей. Ведь вокруг знаменитостей прошлого очень много легенд и мифов, неясностей и тайн. Интересно, что много десятилетий портретом капитана Витуса Беринга считали изображение его родственника. А в 1991 году были найдены останки ученого-путешественника и в лаборатории пластической антропологии Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук реконструировали его облик. На основе этой реконструкции и создана И.П. Вьюевым портретная статуя, установленная в 2016 году на месте гибели Витуса Беринга.
26 октября 1881 года указом императора Александра III был провозглашён новый праздник – День Сибири. Так Россия отметила 300-летие победы казачьего отряда Ермака над войском хана Кучума и взятие Кашлыка. Этот праздник стали широко отмечать не только в Сибири, но и во всех городах России, где жили сибиряки и были их землячества (объединения земляков). Василий Иванович Суриков родился в Красноярске, в семье казаков. И даже уехав из родных мест в Санкт-Петербург и затем в Москву, всегда оставался в душе сибиряком. История, ставшая поводом для праздника, легла в основу сюжета картины, которую В. И. Суриков задумал как раз в восьмидесятые годы XIX века.
Для сбора материалов к картине художник ездил в Туруханский край, где писал этюды с эвенков и остяков. Совершил несколько поездок по Сибири. В поисках красивых пейзажей побывал на реках Кама, Обь, Иртыш, Тобол и других. На Дону он портретировал казаков, изучал их оружие, лодки, одежду. Ездил в Минусинский край для поиска характерных лиц. Много ходил по музеям, исследуя этнографические коллекции одежды и оружия XVII века. Поэтому, хоть картина и создавалась в московской мастерской художника, она очень точно отражает географию изображённого события.
Василий Иванович Суриков закончил картину «Покорение Сибири Ермаком» в 1895 году. Именно на этот год приходится наиболее интенсивное строительство Транссибирской железной дороги, начатое в 1891 году. Россия вновь покоряет Сибирь и Дальний Восток, но теперь уже с помощью новых технологий и путей. Строительство Великого Сибирского пути – самый масштабный, сложный, дорогой, но чрезвычайно важный проект эпохи. И картина получилась, как говорят, очень в точку. Возможно именно поэтому император Николай II купил ее для задуманного им Русского музея.
П. Н. Михайлов. Вид Петропавловской гавани с Сигнального мыса. 11 августа 1827 года Русский музей, Санкт-Петербург
Уже более тысячи лет в нашей стране развита добыча речного жемчуга и перламутра. В русских реках практически всех регионов от Карелии до Сибири и от Архангельска до Поволжья были большие колонии двустворчатых моллюсков жемчужниц. Жемчуг появляется в результате защитной реакции моллюска на любое инородное тело, например, песчинку, попавшую внутрь раковины. Моллюск постепенно покрывает это тело слоями перламутра и органических веществ. Жемчуг, как и янтарь, относят к минералоидам, природным твёрдым веществам без кристаллической структуры.
Жемчуга на Руси было так много, что украшения с ним носили абсолютно все: от бедных крестьян до царей. Жемчугом и перламутром украшали оклады икон, одежду и головные уборы, предметы быта и оружие.
Женский головной убор украшен нанизанными на нити маленькими и отдельными крупными жемчужинами, бисером из дроблёного перламутра. Серебристый холодный блеск жемчуга красиво сочетается с тёплыми золотыми нитями вышивки, создавая эффект переливающейся на свету драгоценности.
Художник Павел Николаевич Михайлов закончил Академию Художеств в Санкт-Петербурге и был известен как прекрасный миниатюрист, очень внимательно относящийся к деталям. Вскоре он получил необыкновенное и очень важное задание – сопровождать кругосветную экспедицию по изучению южных морей и земель под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Художник стал не просто свидетелем открытия Антарктиды, но и главным, кто зафиксировал его на бумаге в точных и внимательных рисунках.
Спустя несколько лет Павел Михайлов снова отправился в кругосветное путешествие. На этот раз, экспедиция на шлюпе «Моллер» под командованием М.Н. Станюковича должна была исследовать западное побережье Аляски, Алеутские острова и восточную часть Тихого океана. Именно в ходе этого плавания Михайлов нарисовал этот вид Петропавловской гавани (нынешний город Петропавловск-Камчатский). Мы рассматриваем красиво скомпонованный гармоничный пейзаж и ощущаем, как пристально вглядывается художник в мельчайшие детали, насколько привык он за годы экспедиций к точной фиксации всего увиденного.
Историческая и художественная значимость экспедиционных рисунков Павла Николаевича Михайлова не всегда совпадают. Например, в коллекции Русского музея хранится небольшой рисунок, представляющий берег Александра I и датированный 17 января 1821 года. Это одно из первых изображений открытой Антарктиды, и значение этого рисунка как исторического документа невозможно переоценить. Но без этой надписи с датой данное изображение ничем бы не отличалось от десятков других беглых зарисовок карандашом льдов и айсбергов шестого континента.
Мраморный зал Мраморного Дворца Архитекторы: А. Ринальди, 1785; А.П. Брюллов, 1849 Русский музей, Мраморный дворец, Санкт-Петербург
Древние греки называли его «сияющий камень», древние римляне создали из него столько скульптур и зданий, что нам до сих пор вся античность кажется белоснежной. Мрамор – один из красивейших и популярнейших камней в искусстве уже более двух с половиной тысяч лет.
В мире существует несколько сотен видов мрамора, различающихся по цвету, зернистости, плотности и другим свойствам. Тем и примечателен Мраморный дворец, что в его отделке использованы 32 сорта этого камня.
Этот дворец, словно сверкающую переливающуюся драгоценность Екатерина II преподнесла графу Григорию Орлову с надписью: «Здание благодарности». Архитектор Антонио Ринальди не был ограничен заказчицей в средствах, но мрамор – очень дорогой камень. Поэтому так кстати стало начало разработки мраморных карьеров у Ладожского и Онежского озер в России. В каменоломнях у сёл Рускеала, Белая гора и Тивдия добывали мрамор светло-серых, белых, бледно-розовых, серовато-розовых, розовых, светло-красных, красных, буро-красных, лиловых и сиреневых цветов. Помимо карельского мрамора, в отделке дворца использовали мраморы с Урала, из Греции и из Италии.
В интерьере Мраморного зала можно также встретить агат и лазурит.
С 1849 года Мраморный дворец был переименован в Константиновский. Это произошло потому, что дворец был подарен императором Николаем I своему младшему сыну Константину на свадьбу в «вечное и потомственное владение».
Великого князя Константина Николаевича Романова отец буквально с рождения видел морским офицером. Уже в 19 лет Константин был произведён в капитаны 1 ранга и назначен командиром фрегата «Паллада». А в 25-летнем возрасте возглавил Морское министерство Российской империи.
Константин Николаевич Романов стал первым председателем Русского географического общества, основанного в 1845 году. При его содействии были организованы экспедиции на Каспий, Азовское море, Ладогу и в Заполярье. Выделены государственные средства на экспедиции Н. Н. Миклухо-Маклая в Новую Гвинею и Н. М. Пржевальского в Центральную Азию. Организована «литературная экспедиция» в приморские регионы и Поволжье.
Николай Германус. Карта мира в «Птолемеевой конической проекции» 1468. Ватиканская Апостольская библиотека, Ватикан
Карты представляют мир как единое географическое пространство – открывают окно во времени, позволяя заглянуть в историю освоения Земли человеком. Помимо географической информации, они увлекательно рассказывают о человеческих ценностях и взглядах своей эпохи, отражают достижения науки и искусства, успехи в торговле и судоходстве, демонстрируют уровень развития ремёсел. До изобретения книгопечатания их рисовали от руки на пергаменте или бумаге, а затем раскрашивали. Карты были подлинными художественными произведениями.
Николай Германус выполнил чертежи утерянных карт Клавдия Птолемея – ученого II века н.э., жившего в Александрии Египетской, по описаниям в его знаменитом трактате «География».
В «Географии», созданной во II веке, почти две тысячи лет назад, Птолемей изложил свои представления о земном шаре, дал понятие о географических координатах: широте и долготе. В его книге приводятся долготы и широты примерно 8 000 населенных пунктов. Он отошел от описательности некоторых предшественников и применял математический подход к составлению карт.
Любовь к Северу, страсть к постижению дальних земель и незаурядные творческие способности определили судьбу Александра Алексеевича Борисова. Он стал первым художником, который запечатлел красоту Арктики!
В 1894 году он побывал в поездке по Северу, по заданию зарисовывал гавани и бухты Мурманского побережья. Эти произведения принесли ему успех, а И. Е. Репин назвал его «русским Нансеном». В 1900 году, отправившись на архипелаг Новая Земля, он построил там свою мастерскую, но не только рисовал, а исследовал со своими спутниками полярные земли. Экспедиция, длившаяся 14 месяцев, сыграла большую роль в развитии географической науки. Участниками были проведены метеорологические наблюдения, собраны геологические, ботанические и зоологические коллекции.
Благодаря А. А. Борисову на карте Новой Земли появились мысы Шишкина и Куинджи (у этих мастеров он учился в Академии художеств), Крамского, Васнецова, Верещагина, Репина, а также ледник Третьякова (в честь основателя Третьяковской галереи, который покупал для своей коллекции его работы).
Неизвестный художник. Портрет М. В. Ломоносова 1780-е гг. Государственный Исторический музей, Москва
Ученый-энциклопедист, Михаил Васильевич Ломоносов внёс значительный вклад в развитие географической науки, которая его очень увлекала. Он возглавлял географический департамент Академии наук, занимался описанием земель и составлением карт. Его работы легли в основу «Атласа России», изданного в 1792 году. Одно из его величайших достижений – введение в науку понятий средней глубины и высоты над уровнем моря, что очень помогло в составлении географических карт. До сих пор этот способ обозначения высоты повсеместно используется. Ломоносов был первым русским географом и историком Арктики, положившим начало исследованию полярных морей. Он же впервые составил научную классификацию полярных льдов. Занимался подготовкой полярной экспедиции.
Изучая строение земли, он высказывал предположения о залежах полезных ископаемых, изложив свои взгляды в работе «О слоях земных». В Сибири им было открыто несколько золотых жил. Впервые в истории мировой науки Ломоносовым были предложены термины «экономическая география» и «экономическая картография».
Наблюдая с детства красоту северного сияния, Ломоносов, став ученым, впервые дал ответ на вопрос о природе этого явления. Проведя многочисленные опыты, он пришёл к выводу, что происхождение северного сияния имеет электрическую природу. Позже учёными была подтверждена его гипотеза.
Первая русская кругосветная экспедиция (1803–1806 гг.) связана с именем Ивана Фёдоровича Крузенштерна, руководителем которой он был назначен в августе 1802 г. Её целью была доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатке, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследования тропической части Тихого океана близ русских владений. Во время этого плавания русские моряки впервые пересекли экватор.
4 декабря 1825 года И. Ф. Крузенштерн прочел доклад об открытиях его кругосветной экспедиции в Парижском географическом обществе – первом в мире географическом обществе, основанном в 1821 году. Вероятно, это могло подтолкнуть капитана к идее создания подобного общества и в России, одним из учредителей которого он стал.
Членами Русского географического общества были такие знаменитые географы-путешественники как П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. К. Козлов, Н. Н. Миклухо-Маклай, С. О. Макаров, А. Н. Краснов и другие.
Об этом загадочном материке упоминал еще Аристотель. Усилия многих мореплавателей по его поиску не увенчались успехом, а Джеймс Кук даже заявил о недоступности южной земли, назвав ее «Терра Австралиус инкогнита».
Открытие Антарктиды совершили русские моряки! Первая русская антарктическая экспедиция состоялась в 1819 – 1821 годах под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Обнаруженную землю они назвали «льдинным материком».
Антарктический ледяной щит – самое крупное скопление льда на Земле. Он занимает 98% площади Антарктиды и содержит более 60% всей пресной воды на нашей планете.
В качестве штатного художника в экспедиции участвовал выпускник Императорской Академии художеств Павел Николаевич Михайлов. По его акварелям было сделано 45 литографий к «Атласу к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном ледовитом океане и вокруг света...».
Ивану Константиновичу Айвазовскому не довелось посетить шестой материк, но к 50-летию этого величайшего географического открытия он написал свою картину «Ледяные горы в Антарктиде» убедительно передав суровую красоту пейзажа.
Табакерка. Великий Устюг, Вологодская губерния, 1794 Мастер Иван Жилин Серебро, чернь, канфарение, золочение, гравировка Диаметр 8,7 см Русский музей, Санкт-Петербург
На крышке табакерки конца XVIII века изображена карта Вологодской губернии.
Традиция изображать географические карты на стенах, мебели, предметах быта зародилась в Европе в эпоху Возрождения после Великих географических открытий и невероятного расширения знаний европейцев о мире. Окружая себя изображением карт, правители пытались создать ощущение владения этими обширными землями. Таким образом, человек подчинял себе внезапно открывшуюся ему безграничность пространства, которая его немного пугала.
Табакерка создана в эпоху императрицы Екатерины II в Великом Устюге. На сетке из меридианов и широт изображена карта Вологодской губернии. Города обозначены миниатюрными строениями, подписаны названия множества извилистых рек, заглавными буквами указаны границы с соседними землями. На оборотной стороне – число городов и деревень, количество и состав населения Вологодской губернии на тот момент. На боковой стороне табакерки изображены гербы уездов. Так, географические сведения превращаются в художественный декор предмета. Лаконичный и строго линейный, без обилия украшений, он соответствовал духу стиля классицизм. Изображение карт и видов городов стало необыкновенно популярным в России конца XVIII века, в период широкого развития градостроения, географических изысканий и успешных военных походов.
Искусство черни по серебру прославило мастеров из Великого Устюга. Этот промысел – часть богатейшей художественной культуры Русского Севера.
Но, кроме того, именно устюжане часто становились путешественниками и первооткрывателями. Знакомые со сплавами по северным рекам, привычные к суровому климату устюжские купцы чаще других отправлялись в неизведанные земли на север и восток. Среди них много путешественников, ставших знаменитыми на весь мир: Семен Дежнёв, основатель Анадырского острога; Ерофей Хабаров, составитель карты Амура; Владимир Атласов, первооткрыватель Камчатки; Михаил Наводчиков, спутник Витуса Беринга и исследователь Алеутских островов.
Атлант. Римская копия с греческого оригинала. II в. н.э. Национальный археологический музей Неаполя, Италия
Атлант или Атлас, единственный из титанов не оказался свергнут в тартар после войны с богами-олимпийцами. Ему досталось куда более тяжёлое наказание: на него взвалили небесный свод.
Но почему в скульптуре небо в виде шара?
Во-первых, в круглой скульптуре сложно изобразить то, что не имеет объёма. Во-вторых, люди не способны на глаз определить расстояние до звезд, все они нам видятся в одной плоскости, которая словно купол вращается вокруг нас. Поэтому в древности изобразить созвездия проще всего было именно на сфере. Так, Атлант стал держать небо-шар.
Это самая древняя скульптура из известных на Земле с изображением небесной сферы. Кроме знакомых в греческом мире созвездий, описанных Птолемеем, на данной сфере обозначены небесный экватор, тропики и эклиптика.
Много столетий статуя пролежала в земле, и только в эпоху Возрождения в середине XVI века её нашли при раскопках терм (то есть бань) императора Каракаллы в Риме. Она попала в коллекцию Алессандро Фарнезе, и со многими другими античными статуями стала знаменитой на весь мир. Её изображения гравировали и рассылали по разным странам.
Почему мы называем атласами сборники карт?
В конце XVI века знаменитый картограф Герард Меркатор впервые использовал слово «атлас» для названия своего сборника карт. Но во вступлении он объяснял, что не хотел называть свой труд в честь древнегреческого титана, поскольку того наказали боги. Поэтому, когда на печатном издании карт Меркатора появилась картинка с Атласом, на ней был изображен древний король Мавритании Атлас, измеряющий циркулем глобус.
Вскоре атласами стали называть любые сборники карт. И до сих пор мы используем это слово.
Знаменитая фреска Рафаэля во дворце Папы Римского отражает одну из четырёх областей духовной деятельности человека – Философию. На ней представлены античные философы, математики, астрономы и другие ученые, внесшие значительный вклад в науку, а также государственные деятели.
Среди изображенных:
Грек Анаксимандр (VI в. до н.э.) считал, что Земля – центр Вселенной. По его мнению, видимый нами небесный свод составляет половину шара, а другое полушарие находится под нашими ногами. Последователи другого изображенного на фреске греческого ученого Пифагора (VI в. до н.э.) пошли дальше: они признавали, что Земля – шар. Шаровидная форма приписывалась ими не только Земле, но и другим планетам. Величайший мыслитель древности Аристотель (IV до н.э.), изображённый в центре, не только принял учение о шарообразности Земли, но и первый научно доказал это. Он считал, что если бы Земля не имела формы шара, то тень, которую она отбрасывает на Солнце и Луну при их затмениях, не была бы ограничена дугой окружности.