сентябрь 2022 – февраль 2023

Проект призван пробудить интерес к познанию через изобразительное искусство, показать ребятам, что искусство – это не только внешняя красота, глубокое содержание,
но и научные знания из многих сфер жизни общества.
Проект реализуется с 2022 года и предполагает серию лабораторий, выстроенных на принципах вовлечения в исследование. Лаборатория – это интерактивная экспозиция, демонстрирующая законы композиции. Для каждой лаборатории выбрана одна из тем
в сфере художественного языка: цвет, объем, силуэт, перспектива.

В рамках проекта состоялось две лаборатории: «Цвет и краска», «Предмет. Силуэт. Форма». Проект осуществлен при поддержке партнера образовательных программ Русского музея для детей и юношества, ПАО «НОВАТЭК».

Куратор проекта: Денисова С. Н., кандидат педагогических наук, художник, заведующий отделом творческих проектов. Заявки на проведение проекта в региональном музее принимаются на электронную почту denisova_sn@list.ru.

«Цвет и краска», 10+
17 сентября – 13 октября 2022

Лаборатория состоит из пятнадцати «станций», на которых можно протестировать смешение цветных лучей света, испытать на себе оптические иллюзии, ответить на вопрос – чем же цвет отличается от краски? Выполнить задания ребятам поможет рабочая тетрадь, являющаяся неотъемлемой частью выставки и проводником по всем «станциям». Главная цель лаборатории – пробудить интерес ребенка к познанию цвета с помощью игровых моментов, интересных фактов, взаимодействия с интерактивными элементами.

«Предмет. Силуэт. Форма», 10+
13 декабря 2022 – 22 февраля 2023


Лаборатория состоит из восьми «станций», на которых можно узнать, как художник работает над формообразованием, поиграть в теневой театр, нарисовать силуэтный портрет друга, выяснить, как свет помогает нам видеть объем предметов.
Выполнить задания ребятам поможет маршрутный лист.
Главная цель лаборатории – пробудить интерес ребенка к изучению силуэта и формы
с помощью игровых моментов, интересных фактов, взаимодействия с интерактивными элементами.
Искусство как творческий процесс.
Смотреть. Видеть. Знать.
октябрь 2022 – декабрь 2023

Проект реализуется в рамках метапредметной программы "Путешествие в мир науки
и искусства", с целью популяризации научных знаний об историческом, физическом, экономическом и экологическом аспектах географии.
Метапредметный контекст изобразительного искусства дает возможность не только обогатить учебный и познавательный процесс образным языком графики, живописи
и других видов изобразительного искусства, но и приобщить учащихся к культурным ценностям, что будет способствовать формированию и развитию художественно-творческих начал у старшеклассников.
Так как понятие "Современная география" включает в себя систему наук о сложных природных процессах и комплексах, связанных с развитием жизнедеятельности человеческого общества, то структура проекта объединяет два раздела: "физическая география", в котором рассматриваются научные аспекты этого понятия и "экономическая география", в котором рассматриваются аспекты экологического и культурного туризма.

Проект организован при поддержке компании Северсталь и благотворительного фонда "Доброта Севера".

Программа реализации проекта в 2022 году


1. Проведение обучающей онлайн-программы "География и изобразительное искусство"
для педагогов-предметников в городах Костомукша, Оленегорск, Белгород, Орел, Вологда, Петрозаводск, Череповец.

2. Подготовка и издание альбома для чтения и творчества "География и изобразительное искусство", для школьников 5–7 классов.

3. Разработка методических материалов для повышения квалификации музейных
и школьных педагогов.

4. Создание дидактической онлайн-выставки и онлайн-викторины по теме проекта.

5. Организация выставочного проекта "По странам и континентам" в Восточном павильоне Михайловского замка (г. Санкт-Петербург), проведение мастер-классов для посетителей выставки.

Программа реализации проекта в 2023 году

Тема 2023 года – "Природа. Экономика. Искусство. От Мурмана до Авачи".

1. Проведение обучающей онлайн-программы "Природа. Экономика. Искусство. От Мурмана до Авачи" для педагогов-предметников по географии. Онлайн-программа адресована проходит в городах: Архангельск, Ухта, Ковдор, Мурманск, Гаджиево, Заполярный, Апатиты, Оленегорск, Североморск; а также в поселках – Излучинск, Корзуново, Никель.

2. Подготовка и издание альбома для чтения и творчества "Природа. Экономика. Искусство. От Мурмана до Авачи", для учащихся 8 – 9 классов и старше.

3. Разработка методических материалов для повышения квалификации музейных
и школьных педагогов.

4. Создание дидактической онлайн-выставки.

5. Организация образовательной интерактивной экспозиции "От Мурмана до Авачи. Природа - художнику" в Восточном павильоне Михайловского замка (г. Санкт-Петербург). Выставка состоялась с 28.10 по 19.11.2023 г.

Проект организован при поддержке благотворительного фонда «Доброта Севера». Координаторы проекта: Б. А. Столяров, начальник службы "Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив" Русского музея, Д. И. Пивоварова, представитель благотворительного фонда "Доброта Севера".
География и изобразительное искусство
октябрь 2022 – декабрь 2023

Образовательно-выставочный проект ориентирован на внеурочную деятельность
и дополнительное образование школьников. Целью проекта является популяризация наиболее ярких и значимых для страны событий отечественной истории, нашедших свое отражение в памятниках изобразительного искусства.

Лекции, семинары и мастер-классы для учащихся посвящены знакомству с историей России от Смутного времени XVII века до событий революционного вихря начала XX века
и помогут по-новому взглянуть на изучение истории.
Для педагогов актуальность проекта заключается в его музейно-педагогической направленности: предлагаемый круг вопросов и рассматриваемых тем имеет проблемно-познавательный характер. Среди них: влияние исторических событий на путь развития изобразительного искусства, а также роль личности в становлении отечественной культуры; преемственность и обособленность культурного наследия средневековой России и светского искусства XVII–XX веков.
Учитывая масштаб заявленной темы, при разработке изданий проекта авторы обратились
к коллекциям Русского музея, Третьяковской галереи и региональных художественных музеев.

Структура проекта включает: создание альбома для школьников и методического пособия для учителей; организацию в региональных музеях дидактической выставки по теме проекта; проведение лекций, дискуссий, семинаров и мастер-классов.

Программа реализации проекта в 2022 году

25–27 октября. Презентация проекта; семинар, лекции и дискуссии для педагогов;
мастер-классы для школьников, организация дидактической выставки.
Государственный исторический музей Южного Урала, г. Челябинск.

07–09 ноября. Презентация проекта; семинар, лекции и дискуссии для педагогов; мастер-классы для школьников, организация дидактической выставки.
Картинная галерея, г. Кострома.

21–24 ноября. Презентация проекта; семинар, лекции и дискуссии для педагогов; мастер-классы для школьников, организация дидактической выставки.
Мурманский областной художественный музей, г. Мурманск.

13–15 декабря. Презентация проекта; семинар, лекции и дискуссии для педагогов; мастер-классы для школьников, организация дидактической выставки.
Музей изобразительных искусств, г. Новый Уренгой.

Проект организован при поддержке компании ПАО «НОВАТЭК». Программа реализуется службой «Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив» Русского музея совместно с сотрудниками региональных музеев.

Программа реализации проекта в 2023 году

Тема 2023 года – "История и изобразительное искусство. XX век".

XX век – этот период в истории России стал эпохой великих общественно-политических потрясений, научных открытий и культурных достижений.
Изобразительное искусство этой эпохи ярко и многогранно отразило жизнь народа и суть происходивших в идеологии и культуре перемен.

05–07 октября. Презентация проекта; семинар, лекции и дискуссии для педагогов;
мастер-классы для школьников.
Детская художественная Школа Искусств им. Аристова, г. Челябинск.

11–13 октября. Презентация проекта; семинар, лекции и дискуссии для педагогов;
мастер-классы для школьников. Музейный комплекс им. Ивана Словцова, г.Тюмень.

17–19 октября. Презентация проекта; семинар, лекции и дискуссии для педагогов;
мастер-классы для школьников. Тарко-Сале, "Средняя общеобразовательная школа № 2".

07–09 ноября. Презентация проекта; семинар, лекции и дискуссии для педагогов;
мастер-классы для школьников.
Камчатский краевой художественный музей, г. Петропавловск-Камчатский.

20–23 ноября. Презентация проекта; семинар, лекции и дискуссии для педагогов;
мастер-классы для школьников.
Мурманский областной художественный музей, г. Мурманск.
История России в изобразительном искусстве
Ресурсные центры Русского музея работают в региональных музеях:

Музей изобразительных искусств Республики Карелия;
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан;
Национальная художественная галерея, г. Йошкар-Ола;
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля;
Сахалинский областной государственный художественный музей;
Культурно-выставочный центр "Радуга", г. Чебоксары;
Мордовский республиканский музей изобразительном искусств им. С.Д. Эрьзи;
Мурманский областной художественный музей;
Ярославский художественный музей;
Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова;
Череповецкое музейное объединение;
Музейно-выставочный центр, г. Когалым.

Условия открытия Ресурсного центра творческого развития детей в региональном музее.
Заявки на открытие Ресурсного центра в региональном музее отправляйте на эл. почту: rumuzped@rusmuseum.ru
Ресурсные центры творческого развития
детей и подростков
С 2010 года в художественных музеях страны по инициативе Союза музеев России и Фонда Ельцина начали открываться Ресурсные центры творческого развития детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями.

Деятельность центров построена на сотрудничестве региональных музеев со службой "Российский центр музейной педагогики
и творческих инициатив" Русского музея. Уникальность центров, как структурных подразделений музеев, заключается
в развитии в регионах новых форм художественного образования на основе музейных коллекций и инновационных технологий.

Основные направления деятельности Ресурсных центров:
- реализация музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" в регионах;
- организация обучения на дистанционных курсах по истории изобразительного искусства, разработанных сотрудниками службы "Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив" Русского музея;
- разработка культурно-выставочных и образовательных проектов, ориентированных на творческое развитие подрастающего поколения;
- участие в онлайн-проектах и конкурсах детского творчества, организованных службой "Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив" Русского музея.
Конкурсный проект для школьников 9-11 классов, реализуется с 2001 года.
Время проведения чтений: февраль – апрель.

Проект разработан с целью выявления и поддержки одаренных школьников. Творческая группа сотрудников Русского музея ежегодно определяет тематику чтений, основанную
на памятных датах учебного года, придавая ей проблемный, творческий, полемический характер.
Представленные на конкурс работы оцениваются по следующим номинациям: "Изобразительное искусство", "Наук", "Экскурсионное дело", "Искусство и история",
"Искусство и литература", "Музыка в музее", "Музей и театр", "Искусство и информационные технологии", "Журналистика", "Межкультурная коммуникация", "История одной картины", "Актуальные темы года", "Синтез искусств".

Помимо конкурсных номинаций, школьники могут выступить и вне конкурса.
В этом случае возможен выбор любой актуальной темы в сфере культуры.

Этапы проекта:

1 этап (школьный) проводится в общеобразовательных учреждениях.
2 этап (районный) организован в одной из школ каждого района при поддержке Информационно-методического центра.
3 этап (финальный) проводится в Российской гимназии при Государственном Русском музее. Финалисты представляют проекты в историческом интерьере музыкально-литературного салона Вильегорских.

Участники Гуманитарных чтений представляют работы в виде эссе, литературно- музыкальной композиции, хореографической постановки, мультимедийного проекта и т.д.

Отбор конкурсных работ производится жюри, в состав которого включены сотрудники службы "Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив" Русского музея, представители Информационно-методических центров, учителя школ.

Победители чтений награждаются дипломами I, II, III степеней, остальные участники награждаются грамотами. Педагоги, подготовившие школьников к участию в проекте, получают благодарственные письма.

Положение проекта.
Куратор проекта:
специалист по музейно-образовательной деятельности, Екатерина Владимировна Петрова.
petrova_katy@mail.ru
Гуманитарные чтения
"Музей. Искусство. Культура"
Музейно-педагогический проект для школьников 1–4 классов, реализуется с 2013 года.
К участию приглашаются ученики начальных классов образовательных учреждений, занимающиеся по программе "Здравствуй, музей!".

Цели проекта:
- развитие интереса к произведениям изобразительного искусства, комплексу зданий
и коллекций Русского музея;
- выявление знаний и навыков, приобретенных в ходе занятий по программе "Здравствуй, музей!".

Этапы проекта:

1 этап (дистанционный) проводится в образовательном учреждении, задания выполняются на сайте проекта;
2 этап (викторина) организован в Восточном павильоне Михайловского замка (ул. Инженерная, д. 10);
3 этап (награждение победителей) проводится в Восточном павильоне Михайловского замка.

Участники проекта получат дипломы, сертификаты и подарки; педагогам вручаются благодарственные письма за подготовку детей к олимпиаде.

Положение проекта.
Куратор проекта:
специалист по музейно-образовательной деятельности, Людмила Андреевна Гольтякова. la51@mail.ru

Олимпиада "Мир музея"
Музейно-педагогический проект для школьников 8-11 классов, реализуется с 2013 года.
Цель олимпиады: сформировать навыки исследовательской деятельности в области истории изобразительного искусства и культуры.

Тема 2024 года: Золотой век русского искусства.

Этапы проекта:

1 этап (региональный) проводиться дистанционно в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионах России;
2 этап (финальный) проходит в Восточном павильоне Михайловского замка и на экспозиции Михайловского дворца;

Награждение победителей проводится в Восточном павильоне Михайловского замка. Участники проекта получат дипломы, сертификаты и подарки; педагогам вручаются благодарственные письма за подготовку детей к олимпиаде.

Положение проекта.
Куратор проекта:
специалист по музейно-образовательной деятельности, Екатерина Владимировна Петрова
petrova_katy@mail.ru
Олимпиада "Музейный артефакт.
Веков связующая нить"
Образовательный проект для учащихся 8-11 классов, проводится
с 2018 года. Проект включает тематические экскурсии, квест по залам музея, онлайн-олимпиаду и представление индивидуальных и коллективных работ участников.

Цель проекта: освоение метапредметного подхода к изучению школьных дисциплин и раскрытие творческого потенциала, содействие формированию общей культуры учащихся.

Итоговые проекты участников в формате видео-роликов или презентации размещаются в группе ВКонтакте службы "Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив" Русского музея.
Лучшие работы финалистов отмечаются сертификатами
и подарками.

Куратор проекта:
специалист по музейно-образовательной деятельности,
Анна Юрьевна Пейчева.
aupeycheva@yandex.ru
Проект "Химия и живопись в Русском музее"
Образовательный проект для школьников 8–11 классов, проводится с 2013 года.
Проект реализуется совместно с ГБУ "Информационно-методический центр" Центрального района Санкт-Петербурга.

Цель проекта – содействовать развитию у учащихся творческой и исследовательской деятельности на основе органично сочетающихся историко-художественных и математических знаний.
В процессе совместной творческой работы школьники под руководством учителей математики и сотрудников Русского музея разрабатывают собственные проекты, принимают участие в интерактивных занятиях на экспозиции и представляют свои исследовательские работы на итоговой конференции в Восточном павильоне Михайловского замка.

За время проведения проекта его участниками стали ученики школ Центрального, Фрунзенского, Выборгского и Приморского районов, а также учащиеся Кадетского корпуса Следственного комитета Санкт-Петербурга.

Куратор проекта:
ведущий методист по музейно-образовательной деятельности, Маргарита Руслановна Нежданова.
+7(812) 570-52-85.
Проект "Математика и искусство
в Русском музее"
Взаимодействие Русского музея с образовательными учреждениями Ленинградской области направлено на приобщение жителей области к культуре и истории на основе коллекций и образовательных технологий Русского музея; а также на повышение профессионально-художественного уровня педагогов начальной и средней школ.

В рамках сотрудничества сотрудники службы "Российский центр музейной педагогики творческих инициатив" Русского музея организуют экскурсионные и лекционные программы, музейно-педагогические проекты, фестивали и разовые мероприятия.

История взаимодействия службы с образовательными учреждениями Ленинградской области насчитывает более 25 лет. За эти годы успешно реализуются образовательные программы в областном центре развития творчества одаренных детей и юношества "Интеллект"; музейно-педагогический модуль "Основы нравственно-эстетических ценностей в изобразительном искусстве России» в рамках изучения школьного предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России"; проект "Мобильный образовательный центр Русского музея".

Совместная деятельность осуществляется на средства Правительства Ленинградской области в рамках Соглашения о сотрудничестве между комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, ФГБУК "Государственный Русский музей" и Центром "Интеллект".

Читайте подробнее на сайте центра Интеллект.

Скачать буклет "Русский музей. Ленинградская область. 25 лет сотрудничества".
Сотрудничество с Ленинградской областью